Войнович нарисовался во время перестройки. До этого он находился в эмиграции. Тексты его советского периода я не читал. Проблема, однако, оказалась в том, что несоветских произведений он так и не написал.
Тот самый случай, когда "советский или антисоветский - какая разница"?
Читал я его тексты. Местами было смешно, но в целом, скучно. Особенно "Шапка" была заунывна. Борьба советского человека за существование в основном и вела к всеобщему алкоголизму. Действительность СССР можно было принимать только под общей анестезией.
"Иван Чонкин", книжечка про будущее СССР и Солженицына "Москва 2042", больше у него читать было нечего. Да и незачем.
Страдал Войнович обычной болезнью новиопов - любил анально-фекальные темы. Навязчивое состояние, ничего не поделаешь.
В "Чонкине" из дерьма делали самогон, в "Москва 2042" из дерьма делали уже продукты. Можно списать на то, что в юморе такие заковыки допускаются, смеёмся же мы над американскими шутками. Но тут Войнович любил делать общественные обобщения вселенского масштаба, а это уже патология.
Пукнул человек, думая, что никто не видит, а его увидели и фыркнули - смешно. Ок. Пукнул человек, а писатель из этого стал делать выводы о душной атмосфере в СССР... ну уже что-то странное.
Тем не менее, книжечки читали. С удовольствием снимали по ним фильмы и делали выводы на счёт русского характера. Не советского, а именно русского. Войнович с удовольствием эти выводы подтверждал.
Сам писатель говорил мягко, улыбаясь, производил впечатление умеренно доброго человека.
Но после того, как данный писатель стал проукраинским и Крымненаш - он большинству русских стал неинтересен. От этого Войнович и умер.
Трудно числиться русским писателем и так ненавидеть русских и их интересы.
Не по сеньке оказалась шапка.