Новая статья Игоря Манцова про иранский фильм на сайте "Русского Интереса": "Как сделан «Коммивояже"

Jun 26, 2018 11:49

Редакция "Русского Интереса" снова может предоставить вам новый текст Игоря Манцова специально для нашего издания.



Снова, что называется, взяться за перо и приступить к анализу побудил Первый канал, который в ночном эфире показал фильм иранца Асгара Фархади «Коммивояжер» (2016). Фархади, между прочим, единственный из ныне живущих постановщиков, который имеет два американских «Оскара» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Первый за «Развод Надера и Симин», второй как раз за «Коммивояжера». Кроме того, на Каннском фестивале «Коммивояжер» получил приз за лучший сценарий и за лучшую мужскую роль (Шахаб Хоссейни).

Важно отметить, что фильм совместно сделан французами и иранцами. Тут не без сарказма, не без злорадства и не в первый уже раз напишу заветное: ранних иранских мастеров, вроде Аббаса Киаростами, проницательный Советский Союз привечал еще в 60-70-е, регулярно включая их внешне скромные работы в программы Московского кинофестиваля. Богема и верхушка при этом морщились, бегая тогда исключительно на престижную, по их мнению, западную киношку. А у Киаростами было, например, такое одно простецкое кино, где у мальчика нет обыкновенного костюма, а ему очень нужно куда-то в приличном костюме выйти. И вот поиску костюма на вечер посвящена целая полнометражная картина. Я, кстати, сам так жил, и я был бы рад тогда иранскому кино про самого себя. Вдобавок от изобретательного и тонкого гения, от Киаростами. Но элита заказала иной путь, закупала для проката тупую мутотень, а потом и вовсе своих прежних друзей предала. Иранцев тогда подхватили интеллектуально честные французы. Это все к вопросу о том, где же на самом деле духовность и с кем Бог. А за предательство приходится, как положено, расплачиваться феерическим падением культурного уровня.

Но ладно, злиться отныне не мой путь и не мой метод. Все на самом деле превосходно, раз такие фильмы легко теперь доступны. Начинал, кстати, смотреть в небрежном режиме, так уж вышло: быт. А когда распробовал, оторваться уже не мог. Наутро позвонил своей давней знакомой Ирине, настоял, чтобы тоже посмотрела. Уже вечером поговорили под диктофон, и вот тебе, любезный читатель, плоды доверительной беседы.

Игорь: Как тебе?

Ирина: «Канны уже не те!», «Разлагающаяся Европа!» - иногда даже начинаешь верить пропаганде. Ну, пока не посмотришь первого попавшегося Каннского лауреата.

Игорь: Итак, в кадре современный Иран…

Ирина: …интеллигенция. У них интеллигенция это пресловутый средний класс и есть.

Игорь: Как положено.

Ирина: Есть разумный достаток у этих людей, есть достаточное количество продуктивного досуга: семейная пара Эмад и Рана имеют возможность без ущерба для себя играть в любительском спектакле. Потеряли одно жилье в результате разрушения - тотчас нашли другое.

Игорь: Репетируют пьесу американца Артура Миллера «Смерть коммивояжера». Коммивояжер - в чем его специфика? Ездит по стране, благодаря чему имеет возможность легально отлучаться. И в зонах умолчания он ведет некую параллельную жизнь. Дома жена и сын, в зоне умолчания - шлюхи. Однажды сын приезжает к отцу в теневую зону, а из душа выходит шлюха.

Полностью статья Манцова по адресу: http://russianinterest.ru/content/kak-sdelan-kommivoyazher

культура, кино, Манцов

Previous post Next post
Up