Оригинал взят у
davydov_index в
Минфин: что будет с реформамиМинфин подвел экономические итоги года. В минувшую пятницу брифинг дал глава ведомства Антон Силуанов, который рассказал, чем этот год заканчивается и чего ждать в будущем.
Главным итогом года можно считать стремительное снижение инфляции - с 17 до 5,5%. По словам Силуанова, это рекордный показатель, который позволил добиться восстановления реальных располагаемых доходов населения к концу года. Ситуация на рынке труда также остается стабильная: уровень безработицы находится на одном из самых низких показателей - 5,5%. Глава Минфина делает уверенные предположения, что в 2017 году россиян ждет рост зарплат.
Российская экономика может завершить год с меньшим дефицитом федерального бюджета, чем планировалось - 3,5% вместо 3,7% ВВП. Силуанов считает, что он мог быть 2,7%, если бы не операции с кредитами военно-промышленного комплекса. Министр полагает, что добиться таких показателей помогло принятие правительством программы сокращения расходов и снижения до 2019 года уровня бюджетного дефицита, отказ от однолетнего бюджета и от излишних расходов в бюджетном секторе, провоцирующих всплеск инфляции.
- Мы не стали заливать экономику деньгами и гнаться за индексацией, - рассказал Силуанов.
Антон Силуанов добавил, что в России очень высокие налоги на труд в виде страховых взносов. Их он предлагает снизить, тем самым создав стимулы по ликвидации «конвертных схем», которые сейчас используются очень широко.
Также решением министерства отложено до 2019 года введение в действие новой системы добровольных пенсионных накоплений.
- Мы говорим о необходимости ответа на такие долгосрочные вызовы, как наличие длинных ресурсов. Они будут реализовываться через переход к добровольной накопительной системе пенсионного обеспечения. Подготовлен целый ряд решений в этой части. Система, по нашей оценке, должна заработать вместе с новой налоговой системой с 2019 года, - рассказал Силуанов.
Ранее планировалось, что новую систему запустят в 2018 году, однако, как заявил глава Минфина, ведомство считает целесообразным «объединить меры налогового характера и меры стимулирования в области добровольной пенсионной накопительной системы».
Проректор по развитию Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов считает, что сейчас в стране не все готово для проведения этой реформы.
- Кто в 2017-2018 году, когда только-только начинается восстановительный рост заработной платы, согласится чтобы у него «отчекрыживали» 6% от зарплаты. На это никто не пойдет. Плюс ко всему прочему проведение такой реформы предполагает в том числе определенных льгот по налогообложению. Я думаю, что лишиться 13% подоходного налога с очень большого количества людей, реально работающих - для Минфина будет чувствительно.
Кроме того, не проведены дискуссии по поводу участия работников в этой системе. То есть сейчас в схемах ЦБ и Минфина предполагается, что отчисления с них делаются по умолчанию. Вы сами понимаете, что это вызовет просто негатив, - уверен эксперт.
Что касается налоговой реформы, то главными ее принципами Силуанов называет снижение нагрузки на легальный бизнес и оплату труда, повышение налогов на потребление, а также снижение доли теневого рынка.
- Известная формула говорит о том, что при 100-процентном налогообложении происходит нулевой рост, экономика вообще не развивается. Поэтому превосходить оптимальный уровень налогообложения тоже нельзя, а просто увеличивать налоги для того, чтобы пополнить казну в условиях ее дефицита, тоже неразумно и нерационально, - заявил в беседе с
«Давыдов.Индекс» директор АНО «Институт реформирования общественных финансов» Владимир Климанов.
Отмечается снижение оттока капиталов - в 2016 году он достигнет одного из самых низких показателей за последние годы - менее 20 млрд долларов. В свою очередь укрепляющийся рубль стал одной из самых популярных валют у зарубежных инвесторов, несмотря на «беспрецедентное внешнее давление».
Инвестиционный провал первой половины года Антон Силуанов не оценивает как полностью преодоленный, однако Минфин наблюдает 15% прироста инвестиций в сельском хозяйстве и в химпроме, 30-40-процентный рост их в целлюлозно-бумажной промышленности и деревообработке, 30% - в металлургии и 11% - в нефтегазовом секторе, положительный рост инвестиций в туризме и смежных секторах. Также министр подчеркнул, что без господдержки темпы роста этих отраслей были бы ниже, но рост тем не менее все равно был.
Коснулся Антон Силуанов и перспектив проведения структурных реформ. По его мнению, быстрого принятия требуют только «бюджетные правила» и принципы бюджетной политики правительства на период до 2025 года. В ближайшие три года они заключаются в снижении бюджетного дефицита до уровня 1% ВВП и сбалансированности бюджета при нефти 45 долларов за баррель. Позднее в планах восстановление накоплений Резервного фонда, который к настоящему моменту из-за укрепления рубля снизился до 985 млрд рублей.
- Хорошо бы реформы начинать в тучные годы, когда есть ресурсы для осуществления разного рода маневров для структурных изменений. Но чаще всего приходится сталкиваться с обратной ситуацией, что реформы делаются от безысходности, а не от необходимости. Поэтому на сочетании разного рода факторов обычно и происходит начало реформ, - делится мнением Владимир Климанов.
Не смог Минфин выполнить одно из своих обещаний и представить новый инвестиционный инструмент до конца текущего года - облигации федерального займа для населения. Как выяснилось, ведомство не смогло договориться с банками о приемлемых условиях размещения, поэтому выпуск облигаций начнется в первом квартале 2017 года. Планируется, что общий объем выпуска будет небольшой, до 20 - 30 млрд рублей. Облигации выпустят номиналом в 1 тысячу рублей.
Также в беседе с журналистами глава Минфина заявил, что его ведомство выступает против увеличения акцизов на спиртосодержащую продукцию. Министр уверен, что ситуацию с опасными спиртовыми продуктами это не переломит.
Ну, как-то так.
Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов
можно прочитать тут.
Ссылки в тему:
Благоразумие и отвагаДве стороны купюрыМинфин не взял у граждан в долг