Альберт Зульхарнеев - Координатор проекта «Безопасность в Центральной Азии и Россия», директор Образовательной программы ПИР-Центра
Обострение водно-энергетической проблемы (ВЭП) в Средней Азии в 1990-х - 2000-х годах является следствием перехода от одной системы обмена энергией и водой, созданной в советское время под контролем Москвы, к новым отношениям в этой сфере. Причем эти отношения складываются спонтанно в зависимости от текущих экономических или политических обстоятельств, без общего и всеми признанного видения будущей архитектуры водно-энергетической системы региона.
Можно выделить несколько аспектов водно-энергетической проблемы.
1. Фрагментация Объединенной энергетической системы Центральной Азии (ОЭС ЦА).
Переход к рыночным ценам на органическое топливо, с одной стороны, и стремление в полной мере реализовать гидроэнергетический потенциал, с другой, привели к тому, что страны верхнего течения рек бассейнов Амударьи и Сырдарьи (Кыргызстан и Таджикистан) стали менять режим функционирования водно-энергетических объектов с ирригационного на энергетический. С этим не могли согласиться страны нижнего течения рек, прежде всего, Узбекистан, а также Казахстан и Туркменистан. Система водного и энергетического, в том числе электроэнергетического, обмена была нарушена.
Полный текст статьи.