Я не могу сказать о том, что массовые акции протеста, вспыхнувшие в Белоруссии сразу после выборов президента, стали для меня неожиданностью. О том, что события будут развиваться именно по подобному сценарию, стало понятно еще в тот момент, когда будучи кандидатом в президенты Тихановская умудрилась собрать на свое мероприятие более 60 000 человек. Много ли это? Для Белоруссии времен Александра Лукашенко это просто «космическая» цифра.
Сама предвыборная кампания Александра Лукашенко заслуживает того, чтобы ее поместили в учебники по политологии в раздел: «Как не нужно делать ни при каких условиях». Посадка в тюрьму основных конкурентов, запугивание оппонентов из «второго эшелона», глупые обвинения в адрес России, откровенно некрасивое интервью Гордону - даже если не брать в расчет сам ход голосования, только все это уже предрекало для Белоруссии глубочайший политический кризис.
Подсчет итогов голосования, пририсовавший Александру Лукашенко поистине мифическую поддержку 80 процентов электората, только усугубил ситуацию, так как практически всем было понятно, что на выборах одержал победу кандидат «Против всех» - Светлана Тихановская.
Дальнейшие события, последовавшие после объявления предварительных результатов голосования, и вовсе можно и нужно называть чередой нелепых и трагичных ошибок действующей власти. Излишняя жестокость силовиков, вопреки ожиданиям руководства страны, вселила в население отнюдь не страх, а ненависть к действующему режиму, и страна погрязла во всеобщих забастовках, митингах и шествиях.
Что бы там кто ни говорил, а ситуация в Белоруссии сложилась весьма непростая, я бы даже сказал - критическая. Давление западных держав, часть из которых время от времени назначал в союзники Белоруссии Александр Лукашенко, работа с населением белорусских диссидентов, осевших на территории Польши, Литвы и Латвии, и банальная тяга граждан к переменам и сменяемости власти, пусть даже и при отсутствии на то веских причин, поставили страну на порог всеобщего хаоса.
Лукашенко проигрывает политически, так как никто не имеет возможности лицезреть активность хотя бы части поддержавшего его на выборе электората, а это более 80 процентов от проголосовавших белорусов, и проигрывает информационно, так как протестная сторона освещает события в нужном ей ракурсе, и делает это гораздо быстрее и качественнее, чем подконтрольные правительству СМИ и телевизионные каналы. Ну и, конечно, забастовки трудовых коллективов большинства крупных предприятий страны, которые напрочь разрушили миф о том, что на улицах «бунтуют» маргиналы, преступники, нанятые провокаторы и приезжие. В общем, ситуация весьма сложная.
Практически несколько последних дней все мировое сообщество наблюдало не только за Белоруссией и происходящими на территории данного государства событиями, но и за Россией, а в частности за Владимиром Путиным, который предусмотрительно молчал и не давал своей оценки происходящему. Это весьма логично, так как Россия, несмотря на постоянные «выкрутасы» Лукашенко, никогда не отказывалась от взятых на себя в рамках подписанных союзных договоров обязательств.
Мы все гадали, позвонит или не позвонит, обратится или не обратится, но учитывая сумасшедшую динамику, с которой в Белоруссии развиваются события, которые без преувеличения можно назвать майданом или полноценной цветной революцией, Лукашенко позвонил Путину намного раньше, чем это предполагали всевозможные аналитики и эксперты.
«И мы с ним договорились: при первом же нашем запросе будет оказана всесторонняя помощь по обеспечению безопасности Республики Беларусь», - прокомментировал Лукашенко телефонный разговор с Владимиром Путиным, который состоялся в минувшую субботу. Средства массовой информации подхватили услышанное от белорусского президента и многие, как на территории России, так и на территории Белоруссии, начали рассуждать на тему тех мер, которые предпримет Владимир Путин для того, чтобы защитить своего опального коллегу.
Родившее столько домыслов и предположений высказывание белорусского национального лидера требовало некоторых уточнений и разъяснений, так как среди протестующих в Минске и других белорусских городах уже начали распространять небольшой материал, который называется «10 причин почему не будет вторжения России».
Да, по факту, сегодня действительно состоялся разговор двух президентов - Лукашенко и Путина. Да, Владимир Путин действительно обещал Лукашенко поддержку и помощь, но речь шла о ситуации, сопряженной с внешней агрессией! Все это укладывается в рамки договора о союзном государстве и ОДКБ. Ни о какой «полицейской» операции речи не шло в принципе.
В общем, белорусский социум, подогреваемый со всех сторон, как и белорусское правительство, наивно рассчитывающее на помощь извне, должны понять, что сегодня именно им, в совокупности, решать, каким будет ближайшее будущее Белоруссии. Если стороны найдут в себе силы пойти на определенные компромиссы, то, возможно, стране удастся избежать и революции, и неизбежно следующей за ней гражданской войны и репрессий. Если нет, то быть беде, и рассчитывать в данной ситуации на то, что российские войска по приказу главнокомандующего кинутся спасать дискредитировавший себя режим - весьма глупо. Как глупо рассчитывать и на то, что многочисленных «западных друзей» на самом деле волнует судьба протестующих, в которых они видят лишь пушечное мясо, брошенное в бой исключительно для того, чтобы прибрать к рукам очередное постсоветское государство.
Алексей Зотьев