Инициатива по уничтожению товаров, попадающих в России под санкции и запрещенных к ввозу в страну, озвученная новым министром сельского хозяйства Александром Ткачевым, была поддержана Президентом России Владимиром Путиным. Теперь вся продукция, незаконно ввезенная в страну, будет уничтожаться, а не как раньше, возвращаться отправителю. За первый день действия новых правил, было уничтожено более 300 тонн продукции, ввозимой из Европы. Производители, которые раннее маскировали свою продукцию, пытаясь таким образом завести ее на российские рынки, задумались. Перспектива потерять дорогостоящий товар безвозвратно, остудила пыл многих. Поток санкционных товаров, которые пытаются ежедневно провезти в Россию под видом разрешенных к ввозу, за несколько дней уменьшился в 10 раз.
Поставив жесткий заслон на границе, государство решило одну проблему, но столкнулось с еще одной, не менее острой - ряд общественных и политических деятелей страны спровоцировали недовольства среди населения, которое не понимает, зачем уничтожать то, что можно съесть. Посыпались разнообразные предложения - от простого, отдать Русской православной церкви, до более сложных вариантов - распределить среди малоимущих, помочь детским домам и интернатам, доставить все на Донбасс. В интернете очень оперативно организовали сбор подписей под петицией к Президенту РФ, которая за несколько дней собрала 300 000 автографов россиян. При этом никто из тех, кто спекулирует этим моментом, не удосужился объяснить россиянам сути происходящего.
Меня самого, так же как и многих других, расстраивает вид сыра, раскатываемого по асфальту катками и мяса, сжигаемого в промышленных печах. Но есть ли у России другой выход? Запад, развязавший санкционную войну против России, ни кому и ничего не объяснял. Санкции вводились как против отдельных лиц и предприятий, так и против целых отраслей. При этом никого не интересовало, соответствует ли поставляемая Россией продукция европейским стандартам качества или нет. Мотивация была одна - Россия ведет по отношению к Украине агрессивную политику, ее нужно наказать. Целые отрасли, давно и продуктивно работающие с европейскими потребителями, вылетели с рынка, фактически без видимых на то причин. Россия же, в большинстве случаев, при введении санкций проводила совсем другую политику. Наше государство запрещало ввоз на свою территорию продукции, которая по тем или иным критериям не соответствует предъявляемым требованиям, или может быть опасна для здоровья граждан. Посмотрите как сейчас развивается ситуация с цветами из Голландии! Фуры с розами, тюльпанами и гвоздиками ежедневно беспрепятственно проходили российскую границу в довольно большом количестве. Голландия, являвшаяся крупнейшим поставщиком цветов, бойко торговала на российском рынке, несмотря на жесткую санкционную войну между РФ и Евросоюзом. Но вот на днях в партии цветов из Голландии нашли опасного вредителя. Теперь все поступающие в Россию цветочные грузы будут проходить через лабораторию. Задержка на границе приведет к порче товара, что в конечном итоге может свести на нет всю рентабельность торговли. Это неявные санкции, которые вводит Россия, имея на то веские причины. Так было и со многими другими товарами.
А теперь давайте представим себе, что продукты, которые в тот или иной период, были признаны вредными для здоровья россиян, или не прошли по стандартам качества, будут изыматься на границе, и раздаваться российским малоимущим гражданам. Получится так, что Россия кормит своих граждан, некачественными продуктами. Я даже не исключаю, что именно те, кто сейчас собирает подписи под петиций к Президенту с просьбой остановить уничтожение продуктов, начнут собирать подписи под петицией с требованием остановить кормление малоимущих россиян некачественными продуктами. Нельзя отдавать бесплатно людям то, что запрещено продавать. Мы же не раздаем людям продукты из супермаркетов, у которых истек срок хранения, несмотря на то, что таких продуктов немало, они не всегда опасны и, возможно, существенно улучшили бы жизнь многих россиян, находящихся за чертой бедности.
Россия не должна допустить в свой адрес обвинений в том, что мы, уподобившись бандитам, грабим на границе европейских бизнесменов для того чтобы накормить свое население. Или в том, что политика страны такова, что торговать некачественной продукцией у нас нельзя, а кормить население - можно. Такой не хитрый способ сокращения популяции. Уничтожение санкционной продукции, это не прихоть и не демонстрация силы, это вынужденная мера, направленная на то, чтобы научить европейцев считаться с нашим законодательством. Объем продукции, уничтоженные за несколько дней на границе России, в масштабах страны ничтожно мал. И с каждым днем объемы товаров, погибающих под колесами катков либо сгорающих в печах, будет стремительно сокращаться. Пройдет каких-нибудь несколько недель, и европейцы, осознав что старые трюки больше не работают, перестанут рисковать своими деньгами, посылая товары на границу на свой страх и риск, и займутся общением с собственным правительством, на предмет окончания санкционной войны с Россией.
Вся шумиха, которая сейчас кем-то организованна вокруг уничтожения санкционных товаров, не более чем политическая игра. Какое бы решение не принял сейчас Президент, оно будет неправильным. Такие условия игры навязали «авторы» народного негодования. Примет решения продолжать уничтожение товаров - число недовольных продолжит расти. Прикажет раздать продукты малоимущим - число недовольных все равно вырастет, так как появится огромное количество возмущенных, которые посчитают что их обделили. Да и Европа, производители которой постоянно несут убытки, взорвется. Их можно понять - запретил для ввоза, или не пускай или уничтожай. Неправильно решать свои проблемы за чужой счет. Те, кто поднимают этот шум, знают о том, что ситуация непростая и стараются выжать из нее как можно больше политических дивидендов. Да и шумят очень интересные люди. Один из тех, кто выступает с резкой критикой инициативы - адвокат Алишер Захидов. Еще недавно он был больше известен как юрист Общества защиты прав потребителей «Общественный контроль». Того самого, которое на страницах своего сайта размещало памятки для россиян, планирующих отдых в Крыму. Правозащитники, в число которых входил и Закиров, называли Крым «временно оккупированной территорией» рекомендовали россиянам согласовать свой въезд на территорию полуострова с украинской пограничной службой, настоятельно убеждали отказаться от покупки недвижимости в Крыму и предупреждали о последствиях посещения «оккупированной Россией территории». Реакция была незамедлительной - сайт ОЗПП «Общественный контроль» был заблокирован Роскомнадзором, а к самой организации появились вопросы, относящиеся к ее деятельности, у контролирующих органов. Хотя и до этого момента руководство ОЗПП не скрывало, что организация является иностранным агентом и финансируется из-за границы. Получив по рукам за антигосударственную деятельность, правозащитники «Общественного контроля» неожиданно стали радеть за интересы россиян внутри страны.
Проблемы, связанные с санкционными продуктами, в России есть. Но решать их нужно не путем отбора грузов на границе и раздачи нуждающимся. Прежде всего нужно вразумить российских производителей. Воспользовавшись тем, что уход с российских рынков европейских производителей открыл безграничные перспективы, они просто подняли на свою продукцию цены, не позаботившись при этом о повышении качества. Голландский сыр, произведенный в России, стоит сейчас ровно столько же, сколько стоил сыр, произведенный в Голландии. Только качество не то. Да и не стоит забывать о том, что в цену сыра, привезенного с территории Евросоюза, были заложены расходы на таможенную очистку и доставку на большие расстояния. Российские производители освобождены от этих расходов, но цены все равно растут. В чем причина? Быть может они ежемесячно поднимают уровень заработной платы для своих сотрудников? Сомневаюсь! На лицо просто сговор производителей, которые решили воспользоваться ситуацией, вызванной уходом с рынка конкурентов, для собственного обогащения. Вот с этим нужно бороться в первую очередь, а не будоражить общественное мнение какими-то трёхста тоннами продукции, незаконно ввезенной в России и уничтоженной непосредственно на границе.
Алексей Зотьев