Как работает «Роттердам+»

Jun 21, 2019 08:19


C украинскими олигархами Виктором Пинчуком, Ринатом Ахметовым и Игорем Коломойским достигнута договоренность об их поддержке социальных и гуманитарных проектов. Данное заявление сделал президент Украины Владимир Зеленский, анонсировавший серию переговоров с представителями большого бизнеса Украины.



По его словам, он поговорил еще не со всеми крупными бизнесменами, поскольку «они где-то прячутся». Остальные уже взяли на себя ответственность за решение конкретных вопросов, являющихся жизненно важными для украинского общества. О чем идет речь?


Если вкратце, то Пинчук взял на себя обязанности по обеспечению квартирами двадцати четырёх семей украинских пленных моряков и в дальнейшем будет заниматься помощью всем военнослужащим.

Ринат Ахметов согласился отказаться от применения формулы «Роттердам+» и заявил о своей готовности инвестировать в медицину и инфраструктуру Донбасса. Вроде бы как при его участии уже закуплены двести машин скорой помощи, которые будут распределены по всей Украине.

Олигарх Коломойский, который ранее инвестировал в основном в нацбатальоны, бойцы которых методично уничтожали население республик Донбасса, взял на себя обязательства по вложению «очень больших средств» в восстановление и развитие Донбасса. Интересно, о какой части Донбасса идет речь? Логика подсказывает мне, что Зеленский отдал на откуп Коломойскому ту часть Донецкой и Луганской областей, которые находятся под контролем ВСУ. Но где Украина, а где логика?

Так что не исключено, что Зеленский планирует завести Коломойского и на «временно оккупированные территории», освобождение которых от «сепаратистов» уже не за горами.
А что взамен? Учитывая то, что размеры инвестиций, которые Зеленский пытается привлечь в Украину путем «социализации» большого бизнеса довольно велики, хотелось бы понять, что получат «инвесторы» взамен? О каких преференциях для себя и своих бизнес-структур они договорились с новым президентом Украины?

Зеленский утверждает, что никаких преференций для крупного бизнеса он не предлагает. «Только честные, одинаковые правила. Никаких монополий. Только те правила, от которых мы как Украина можем выиграть», - пояснил президент формулу своих договоренностей с представителями крупного бизнеса.

Звучит, как в сказке, но верится с трудом. Бескорыстные олигархи, вкладывающие свои «кровные» в сомнительные проекты, не сулящие никаких прибылей… Разве такое возможно в наше отнюдь непростое время?
Но, учитывая то, что верить на слово сегодня никому нельзя, давайте немного обыграем эту ситуацию.

Вот, допустим, Ринат Ахметов. Данный человек понес существенные финансовые потери, после того как Донецк вместе с некоторой частью Донецкой области отошел под контроль ополченцев и самообразовался в Донецкую Народную Республику.

Наверняка вы догадываетесь, сколько денег он вложил в тот же региональный центр, Донецк, и понимаете, что судьба данных инвестиций весьма печальна. То же самое можно сказать и о предприятиях, работающих на территории Донецкого угольного бассейна и отошедших под контроль непризнанных республик Донбасса.

В общем, борьба русскоязычных граждан Донбасса за независимость обошлась Ахметову в копеечку. Но, невзирая на это, он все же готов участвовать в социальных проектах и решать за свой счет некоторые злободневные проблемы украинского социума. Прямо Дед Мороз какой-то.

Но все совсем не так благостно, как выглядит на первый взгляд. Для того, чтобы понять, как Ахметов научился получать выгоду с любого «кипеша», нужно углубиться в особенности его работы по формуле «Роттердам+».

«Роттердам+» - это методика формирования цены на топливную составляющую, в частности, на уголь, применяемая при производстве электроэнергии на тепловых электростанциях на Украине. Данная методика начала действовать в мае 2016 года, как результат потери Украиной контроля над частью Донецкого угольного бассейна, из-за войны на Донбассе. Поскольку донбасский уголь почти полностью попал под контроль вновь образованных республик, украинская власть для обеспечения энергонезависимости приняла решение покупать уголь на международной бирже в Нидерландах, куда он, в свою очередь, попадает из Южно-Африканской Республики и Южной Америки.

Все просто, все логично, и в итоге на конечного потребителя абсолютно обоснованно возложили расходы, связанные со стоимостью доставки угля в Украину с территории портов Роттердама, Амстердама и Антверпена. Так появилась формула «Роттердам+», которую начал активно применять Ахметов. А для обеспечения нормальных условий для предприятий угольнодобывающей промышленности Украины, чиновники решили, что цена на уголь, добытый на государственных шахтах, должна равняться цене за уголь по "Роттердам+". Это должно было уменьшить потребность в государственной поддержке угольной отрасли. Вроде все прозрачно.

Но на деле все получилось по-другому. Вскоре стало понятно, что Ахметов слегка хитрит. Его ТЭС покупали уголь на «оккупированной» территории по цене от 600 до 1100 гривен за тонну, однако в тариф вкладывали цену угля как основной составляющей себестоимости 1800-2000 гривен за тонну. Все мы помним дело министра топлива ЛНР Дмитрия Лямина, который был обвинен в том, что львиная доля добываемого на территории республики угля его усилиями «утекала» на вражескую территорию. А уголь на государственных шахтах в 2016 году закупался по цене около 1300 гривен за тонну, а не по цене "Роттердам+", хотя в тариф вносился как "роттердамский".

Как вы думаете, в чей карман попадала разница в стоимости, полученная в ходе этой незамысловатой бизнес-схемы?

Все правильно, основным выгодополучателем от применения формулы «Роттердам+», являлся «бескорыстный и социально-ориентированный» олигарх Ринат Ахметов. И Зеленский реально пытается убедить всех в том, что Ахметов готов вкладывать деньги в обескровленную войной и неумелым руководством правителей Украину совершенно бескорыстно и не требуя для себя каких-либо преференций?

Алексей Зотьев

Алексей Зотьев, Русская община, Украина

Previous post Next post
Up