Наверняка практический каждый руководитель некоммерческой организации местного либо регионального масштаба в своей деятельности не раз и не два сталкивался с проблемой, которая возникает при попытке привлечь к себе внимание СМИ. Не хотят наши издания публиковать рутинные материалы, рассказывающие о будничной уставной деятельности небольших организаций. Это закономерно. В эпоху повального переформатирования СМИ, которая лишила множество изданий государственной поддержки и финансирования, информационщикам приходится пропускать каждый предлагаемый им материал через циничную призму коммерческого эффекта. И здесь монотонной и позитивной информации об успехах и достижения некоторых НКО совсем не по силам тягаться с материалами о резонансных политических и экономических событиях, военными сводками и криминальными хрониками. В конечном итоге все это привело к тому, что информации о деятельности НКО на просторах всемирного информационного пространства крайне мало. Коснулась эта проблема и крупных, всероссийских и международных структур, которые даже несмотря на свою узнаваемость и авторитет, не всегда могут разместить информацию о своих мероприятиях и проектах на страницах сетевых и печатных изданий. Разумеется, вопрос идет о публикациях на безвозмездной основе, единственной приемлемой форме сотрудничества для большинства некоммерческих организаций. Напечатать информацию о Ваших успехах и достижениях на коммерческой основе готов практически каждый, но цены за размещение информации в СМИ сегодня такие, что некоммерческим организациям не стоит рассматривать подобный вариант даже как альтернативный или запасной.
В продвижении какой-либо системы, товара, услуги, концепции, существуют две модели, базирующиеся на работе со средствами массовой информации. Первая модель, самая успешная, довольно проста и понятна. Делаем на рубль, говорим о миллионе. При наличии доступа к СМИ подобная модель однозначно приведет к тому, что Ваша организация резко впадет в стадию активного роста. Но данная модель вряд ли приемлема для НКО, так как ее постоянное тиражирование может быть воспринято как популизм и обман спонсоров, меценатов и благотворителей, активно участвующих в деятельности НКО, ну и, разумеется, населения. Скорее всего, она подходит для продвижения коммерческих услуг и новых товаров, еще не успевших завоевать рынок. Российские же НКО зачастую вынуждены пользоваться другой моделью, которая была им навязана фактическим нежеланием со стороны СМИ участвовать в освещении их деятельности. Делаем на миллион, говорим о рубле. Именно такова на сегодняшний день стратегия продвижения большинства российских некоммерческих организаций. И это далеко не их сознательный выбор.
Кто-то считает, что это правильно. Что добрые дела нужно делать в тишине, не привлекая к себе внимания и не превращая любое мероприятие, проводимое НКО, в рекламную акцию. Но тогда каким образом привлекать в свои ряды новых сторонников и организовывать приток в систему ресурсов, необходимых для решения прописанных в Уставе задач? Ведь если о Вас никто не знает, Вам и не помогут. Таким образом, отсутствие информационного сопровождения деятельности НКО существенно снижает социальный эффект, достижение которого является самоцелью мероприятий, проводимых НКО.
Нас не интересует ни одна из предложенных выше моделей, так как работа по установленным ими шаблонам не приведет ни к чему хорошему. Наша задача прийти к другой модели. Делаем на миллион, говорим о миллионе. Честно, объективно, перспективно. На мой взгляд, это самая разумная модель деятельности общественных объединений и прочих некоммерческих организаций. Но данная модель подразумевает, что Вы не менее качественно, чем к вопросу организации и проведения своих мероприятий будете подходить к вопросу информационного сопровождения и освещения своей деятельности. А это, как мы уже рассмотрели выше, довольно непростая задача.
Самая первая задача, которую предстоит осилить руководству НКО, решившему привлечь к своей деятельности внимание, которое даст не только новых сторонников, но и ресурсы, которые помогут в дальнейшем реализовывать более масштабные мероприятия, это создание собственного информационного продукта, со страниц которого могли бы черпать информацию все заинтересованные лица. Конечно, в идеальных условиях, речь идет о собственном сайте. Именно Ваш ресурс должен стать той площадкой, на которой гарантированно будет размещаться информация обо всех Ваших мероприятиях, проектах и знаковых событиях. К этому нужно стремиться в любом случае. Сегодня, при наличии в сети Интернет довольно большого количества инструментов, способствующих быстрому созданию сайта, создать собственный ресурс довольно несложно даже для человека, не владеющего навыками веб-программирования. Цены тоже более чем демократичны - от бесплатных версий, до полномасштабных порталов, которые по карману далеко не каждой НКО. Стоимость создания примитивного сайта-визитки, который будет содержать основную информацию о Вашей организации, структуру управления и контакты, сопоставима со стоимостью покупки лицензионной компьютерной программы и доступна практически каждому общественнику. Да и более качественный сайт обойдется примерно в такую же сумму, лишь с тем исключением, что на его создание Вам придется потратить от нескольких дней, до недели. Экономия приводит к тому, что большую часть работы по созданию интернет-страницы придется делать самому, но поверьте, оно того стоит!
После того как Вы все же смогли обзавестись собственным сайтом, и с удовольствием подметили, что он достаточно информативен, нужно озадачиться вопросом его качественного наполнения. Ваш сайт - это своеобразное портфолио НКО, по которому судят о реальном статусе организации и перспективах сотрудничества с ней. Если информация на Вашем портале обновляется один-два раза в год, то не стоит ожидать, что количество людей, которые захотят с Вами сотрудничать, будет довольно существенным. Скорее всего, Вам не придется рассчитывать на повышенное внимание к Вашей структуре не только со стороны СМИ, но и даже со стороны граждан, способных в перспективе стать Вашими соратниками.
После того, как Ваш сайт стал информативным и способным ответить на все вопросы, возникшие как у заинтересовавшихся граждан, так и у представителей органов власти и СМИ, можно переходить к налаживанию контактов непосредственно с прессой, которая в перспективе сможет помочь Вам реализовать озвученный принцип «делаем на миллион, говорим о миллионе». Наиболее простой и доступный многим вариант - договорится с местными и региональными СМИ об информационном спонсорстве. Наиболее простоя и понятная форма сотрудничества. Определенные СМИ пишут о Ваших мероприятиях, взамен Вы озвучиваете их статус, статус информационного спонсора, и позволяете размешать в местах проведениях своих акций их рекламные материалы. Таким образом, Вы получаете гарантированное размещение информации о Вашей текущей деятельности в СМИ, а издания получают новых читателей и повышают свой социальный статус. Если же в рядах руководства и активистов Вашей НКО есть качественные авторы, то наладить взаимодействие с СМИ будет гораздо проще. Создавайте уникальные материалы по определенной тематике, размещайте их на сайте НКО и вскоре в Вашей орбите появится определенное количество СМИ, которые будут с удовольствием перепечатывать данные авторские материалы на своих ресурсах, не забывая вставлять в текст ссылку на первоисточник, что существенно увеличит количество уникальных посетителей Вашего сайта.
Материал создан в рамках проекта РОО «РУССКАЯ ОБЩИНА» «Деятельность некоммерческих организаций: пути достижения социально-значимой эффективности». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Благотворительным фондом «ПОКРОВ».