Десять дней прошло с того самого момента, когда президент РФ Владимир Путин отдал приказ о выводе войсковых подразделений с территории Арабской Республики Сирия. Задача выполнена, пилоты ВКС РФ отправляются домой, возвращая технику в места постоянной дислокации. В тот момент никто не знал ответа на простой вопрос - что дальше? Кто-то начал активно рассказывать про очередной «хитрый план», некоторые прямо обвинили Россию в предательстве сирийского народа и лично Башара Асада. Но сегодня страсти вокруг этого знакового события улеглись, и можно сделать уже какие-то более-менее безэмоциональные выводы.
Первый и самый главный вывод - Россия хоть и сократила свое военное присутствие в регионе, но никуда не ушла, продолжая осуществлять поддержку с воздуха наступающих на ИГИЛ (деятельность организации на территории РФ запрещена) правительственных сил и союзных формирований. Не исключаю что уже в ближайшее дни будет освобождена Пальмира, знаковый для всех сирийцев населенный пункт. Продолжается наступление и по другим, знаковым направлениям. И все это стало возможно благодаря всесторонней военной поддержке со стороны России.
Фактически лишь четвертая часть контингента ВКС РФ покинула Сирию, что подтверждается данными американских аналитических агентств, плотно работающих на поприще освещения событий в данном регионе. Однако на замену покинувшим аэродромы российским самолетам пришли российские ударные вертолеты, которые в условиях городских боев не менее эффективны. А российская тяжелая техника продолжает поступать в распоряжение сирийской армии.
Чего добивается Россия оказывая всестороннюю поддержку войскам Сирии? Для этого нужно немного погрузиться в недалекие воспоминания и прокрутить в голове события полугодичной давности. Вернемся к периоду, непосредственно предшествующему заходу российской группировки на территорию республики. Подразделения ИГИЛ и поддерживающие идеи радикального ислама группировки, несмотря на их незначительную в масштабах государства численность, контролировали около 70 процентов территории государства. Правительственные войска, измотанные длительным противостоянием с финансируемой Западом «умеренной оппозицией», были не в состоянии остановить распространения этой заразы, которая раскинула свои метастазы так же на территории Ирака, и получала всемерную поддержку с территории Турции. О том, чтобы хоть как-то связать подразделения ИГИЛ и предотвратить миграцию адептов радикальной идеологии на территории других государств, не могло быть и речи. Ситуация в Сирии напрямую угрожала спокойствию не только стран Средней Азии, но и республик российского Северного Кавказа.
Соединенные Штаты Америки, продвигающие в то время свою политику в регионе, направленную прежде всего на усиление влияния Турции, не были заинтересованы в стабилизации обстановки. Действия западной коалиции во главе с США имели избирательный характер, и в ходе операций по «усмирению» ИГИЛ чаще страдали правительственные сирийские войска, которые имели неосторожность противостоять наступлению умеренной оппозиции, вскормленной и вооруженной Западом. А турки и вовсе открыто бомбили курдов, не утруждая себя борьбой с «угрозой миру №1». Задача по свержению режима Асада и разделению страны на несколько секторов влияния, была практически решена. Но неожиданно вмешалась Россия…
Сегодня, спустя почти полгода после появления в зоне ближневосточного театра военных действий такого весомого игрока как Россия, ситуация изменилась в корне. Подразделения ИГИЛ терпят поражение практически на всей протяженности линии фронта, есть определенные успехи даже на территории Ирака, и в настоящий момент идеологи Исламского государства думают не о том, как распространить свое влияние на другие территории, а как банально не потерять то, что имеют сейчас. Сирийская армия на сегодняшний день является серьезным сдерживающим фактором, который практически исключил неконтролируемое распространение террористической угрозы на территории других государств. И особая заслуга в этом конечно принадлежит России, которая своевременно не только перевооружила сирийскую армию, но и обеспечила качественную поддержку с воздуха.
Еще один момент, который так не хотели обнажать военные США - Россия доказала всему миру бесперспективность точечных ударов, которые несколько лет практиковали участники проамериканской коалиции. Так же Россия продемонстрировала всем правильную, стратегически верную модель ведения боевых действий против террористических группировок, которая основывается на взаимодействии местных воинских формирований - курдов, сирийцев, иранцев и ливийцев, с высокотехнологичными подразделениями российской армии. Без поддержки местных формирований, которые планомерно продвигали линию фронта, действия ВКС РФ по уничтожению подразделений ИГИЛ были бы малоэффективными. То есть Россия показала всему миру, что рано списывать со счета сирийскую армию и ее союзников, замещая их подразделениями других государств, что расценивалось бы законным правительством Сирии как прямая интервенция. И самое главное - все увидели бессмысленность борьбы с законно избранным президентом Сирии Башаром Асадом, который в настоящий момент является самым ярким лидером в регионе, тем, кто еще может сплотить вокруг себя сирийский народ и прекратить братоубийственную войну.
Вот такие промежуточные итоги российской войсковой операции, которая вопреки мнению скептиков, еще не закончена. Все это и многое другое неоднократно озвучивалось как с высоких трибун, так и из глубины кабинетов. Но нас никто не слушал, предпочитая считать заявления российских экспертов и политиков малозначимыми и оторванными от реальности. Тогда мы дали всему миру «потрогать руками» нашу модель решения ближневосточной проблемы. Мы не оставили нашим стратегическим противникам никакого поля для маневра. Все доказано в натуре, как любят говорить некоторые юристы.
Алексей Зотьев