Российский контингент покидает территорию Сирийской народной республики. Решение о выводе нашего контингента принял лично президент России Владимир Путин. С 15 марта 2016 года российские ВКС начали переброску своих авиационных соединений в места постоянной дислокации. Как отметил Верховный главнокомандующий - российская группировка в Сирии полностью выполнила поставленную перед ней боевую задачу.
Сегодня сложно говорить об успехе, достигнутом ВКС РФ в Сирии. Все относительно. С одной стороны вопрос о военном поражении войск Башара Асада окончательно снят, ИГИЛ (деятельность организации на территории РФ запрещена) потрепан, а умеренная оппозиция и вовсе оказалась в крайне невыгодном положении, потеряв немалое количество укрепрайонов, тяжелой техники и артиллерии. Отрезаны пути снабжения ИГИЛ с территории Турции и перекрыты каналы вывоза с территории Сирии углеводородов. Да и ультиматум о немедленной отставке Асада затерялся где-то в анналах истории. Но с другой стороны, ИГИЛ все еще контролирует значительную часть Сирии, умеренная оппозиция хоть и подписалась на перемирие, но может передумать в любой момент, а продвижения, территориальные, армии Асада и его союзников, относительно незначительные. В общем, данное шаткое равновесие, достигнутое благодаря участию России, крайне зыбко.
Объективно итоги участия ВКС РФ в сирийском конфликте мы сможем оценить гораздо позже. Говорить о чем-то сегодня, опрометчиво и преждевременно. Именно поэтому каждый из аналитиков, делающий прогнозы по Сирии и дающий оценку ситуации, с учетом выхода из большой игры России, прав лишь отчасти. Но разговор пойдет не о них. Хочу обратить Ваше внимание на истерику, поднятую определенной частью российского сообщества, непосредственно сразу после того, как Путин озвучил свое решение о сворачивании деятельности российской военной группировки на территории Сирии.
Не буду описывать все те выпады и обвинения в адрес нашего правительства и президента, потому что они один в один напоминают те, что звучали после начала мирного урегулирования на Донбассе. Один в один! И самое удивительное, что громче всех о том, что Россия предала Асада, кричат те, кто были ярыми противниками введения войск в Сирию. Казалось бы, они должны радоваться, их услышали и прекратили «бессмысленную и дорогостоящую операцию», которая превратиться для России во второй Афганистан. Но нет, их и это не устраивает. Те, кто вопил о том, что нужно срочно остановиться и прекратить «ближневосточную авантюру», теперь кричат о том, что Россия оставила Сирию на растерзание ИГИЛ, подписав приговор Башару Асаду и лишив его единственного козыря в предстоящих женевских переговорах.
Почитал несколько публикаций подобных «аналитиков», которые описывают «постигшую сирийский народ панику» ссылаясь исключительно на источники в израильской прессе. Источники довольно сомнительные. Картина маслом - в войсках Асада паника, солдаты подумывают о дезертирстве, алавиты по всей стране вышли на демонстрации, в ходе которых проклинают Россию и рвут плакаты с изображением Путина, ИГИЛ празднует победу и мобилизуется для нового наступления, в ходе которого однозначно возьмут под контроль всю территорию Сирии, а Асад пакует чемоданы. В общем, все красноречиво и убедительно. Жаль что безфактурно. Ну не удается ни одному из представителей мировых СМИ, которыми буквально кишит Дамаск, сделать видеозапись многотысячных протестов алавитов и зафиксировать как войска Асада в страхе перед неминуемым победоносным наступлением ИГИЛ покидают свои позиции!
Разумеется сирийская реальность не имеет ничего общего с описанным еврейской прессой и подхваченной нашими адептами секты «Путин слил». На территории Сирии, той части страны которую контролируют лояльные Асаду силы, группировки входящие в так называемую умеренную оппозицию и курды, установилось шаткое, но все же соблюдаемое сторонами, перемирие. Боестолкновения с подразделением ИГИЛ идут в прежнем темпе, где-то вдалеке маячит угроза курдско-турецкой войны, которую отодвигает только отсутствие решения Эрдогана о вводе войск на территорию соседнего государства. В общем, все как обычно. Никаких многотысячных акций протеста, массового дезертирства с линии фронта и масштабного наступления ИГИЛ нет и в помине.
Россия не ушла из Сирии. Мы оставили в этой стране сухопутный контингент, усиленный тяжелой техникой, дивизионы ПВО, аэродром и военную базу. В настоящий момент Сирию покидают лишь Военно-космические силы. Покидают потому, что так нужно для сохранения шаткого перемирия. Покидают потому, что содержать столь серьезную группировку в условиях перемирия, крайне дорого для российского бюджета и нецелесообразно с точки зрения российской военной доктрины. Ежедневные многомиллионные расходы, связанные с военным присутствием в Сирии, крайне негативно сказываются на и без того печальном бюджете России. Переброска войск в места постоянной дислокации позволит свести эти расходы к минимуму. Да и умеренная оппозиция, которая не желала садиться за стол переговоров с правительством Асада до момента прекращения российских авиаударов, потеряла главный козырь, который позволял ей лавировать между миром и войной.
Учитывая все вышеописанное, могу сказать, что о негативных последствиях решения, принятого Путиным, говорить пока рано. На сегодняшний день их просто нет, очевидных, а что будет завтра - нам неведомо. Из позитива - сирийская умеренная оппозиция осознала, что у Асада есть серьезный и решительный союзник, который ушел, но может вернуться в любой момент. Да, именно так. Учитывая то, что мы создали в Сирии объекты военной инфраструктуры, для того чтобы вновь развернуть в стране группировку ВКС понадобиться всего несколько дней. Так что предлагаю не поддаваться массовой истерии и сохранять холодный рассудок. В ближайший месяц однозначно все встанет на свои места. Скоро мы однозначно поймем, к чему же привел вывод российских войск с территории Сирии - к катастрофе, либо к установлению крепкого и долгосрочного мира в стране.
Но один очевидный плюс я не могу не отметить. Это то, о чем с уверенностью можно говорить уже сегодня. Российская армия показала себя исключительно в новом формате. Мы можем воевать эффективно, воевать практически без потерь. Воевать с применением современного, высокоточного оружия. Воевать на любых фронтах и с любым противником. Хотя я лично искренне хочу того, чтобы воевать нам больше не пришлось вообще. Но - хочешь мира, готовься к войне! Мы хотим мира. Поэтому мы ушли из Сирии. И еще потому, что мира хотят и сирийцы…
Алексей Зотьев