Лавр

Apr 08, 2013 09:21

Оригинал взят у germanych в Лавр


Кадр из фильма «В моей смерти винить Клаву К.»

В 1979 году киностудия «Ленфильм» выпустила фильм «В моей смерти винить Клаву К.» по одноимённой повести Михаила Львовского. Фильм имел шумный успех. Я, правда, в то время его не смотрел. Уж не знаю почему. Как-то не любил я советских фильмов про школьников. Впервые я его увидел в 90-х годах, когда очень большого впечатления на меня он уже не произвёл. И всё как-то цепляло мне слух имя одного из главных героев - Лаврик, в которого по ходу фильма влюбляется главная красавица, Клава Климкова и ради которого бросает своего верного рыцаря Серёжу.

Тут как-то стал рыться в сети. Знаете, как это бывает - ищешь что-то, перепрыгивая с пятое на десятое и в конце-концов уже читаешь что-то совсем не имеющее отношение к первоначальному. Вот и занесло меня на страницу WiKi, посвящённой фильму «В моей смерти винить Клаву К». Откуда с удивлением я узнал, что оказывается автор повести и сценария Михаил Львовский в перипетиях борьбы за Клаву между Серёжй и Лавриком отобразил свои взаимоотношения с некой девушкой, которую у него отбил Александр Галич, будущий известный бард-диссидент, лишённый советского гражданства в 1974 году за свои песни и гражданскую позицию.

Но больше всего меня поразило вот что.



Как я уже сказал, мальчика, в которого влюбилась Клава, завали Лаврик, но на первом знакомстве он просил называть его Лавр (на фото вверху - справа). Мне раньше казалось, что это некая антитеза фамилии главного героя - Серёжи Лаврова. Ну типа сперва Клава принимала ухаживания Лаврова, а потом переметнулась к Лавру. Такая как бы символика. Но оказалось, что символика тут куда глубже.

В самом фильме фамилия Лаврика не обозначается. Но в повести, по которой поставлен фильм, указана его фамилия - Корнильев. Лавр Корнильев.

В каком городе происходят события тоже в явном виде не упоминается, но съёмки проходили в Краснодаре и в фильме мелькает здание горисполкома Краснодара. Краснодар до 1920 года назывался Екатеринодаром. Весной 1918 года при штурме города частями Добровольческой армии погиб лидер Белого движения генерал Лавр Корнилов.



На фото: генерал Лавр Георгиевич Корнилов.

Итак, имеем:
  • в фильме, который снимается в Краснодаре (Екатеринодаре), один из главных героев - Лавр Корнильев.
  • В 1918 году в Екатеринодаре погиб генерал Лавр Корнилов.
Параллели слишком уж очевидны. Предположение о случайном совпадении будет очень надуманным, поскольку уж очень необычное имя героя - Лавр - говорит, что выбрано оно совершенно не случайно. Если бы например героя звали Антон Денькин или как-нибудь в этом роде, то можно был бы считать, что это совершенно случайное совпадение, не имеющее никакого отношения к одному из лидеров Белого движения Антону Ивановичу Деникину. Но краснодарский Лавр Корнильев настолько очевидно намекает на генерала Лавра Корнилова, что просто удивительно.

И вот думаю - для чего Михаил Львовский намекнул на генерала Корнилова. Причём герой его повести (и фильма) Лавр Корнильев выписан не какими-то чёрными красками (что могло бы оправдать такие параллели, мол плохой мальчик даже именем похож на белогвардейца). Но Лаврик в фильме это прямо ангел во плоти - и умён, и добр, и красавица Клава в него втюрилась. А фильм-то - советский, снятый в 1979 году, когда Лавра Корнилова и лидеров Белого движения полагалось изображать только самыми чёрными красками и не жалеть грязи.

Вот я и думаю - к чему бы это?

Всюду в Интернете самая сухая биография. Родился, воевал, стал автором. Всё. Михаил Львовский родился в 1919 году в Ростове-на-Дону, который в Гражданскую войну был одним из центров Белого движения. На момент рождения Львовского город был занят белыми частями. Возможно его отец служил в Добровольческой армии и Львовский симпатизировал Белому движению, в связи с чем создал позитивный образ Лавра Корнильева, в качестве так сказать дани памяти генералу Корнилову?

Косвенно в пользу это версии говорит также то, что Львовский был автором ещё несколько замечательных фильмов про подростков: «Я вас любил», «Точка, точка, запятая», «Это мы не проходили» или, скажем, детского мюзикла «Завтрак на траве» и др. В ряде его фильмов присутствует так сказать военная патетика, применительно к подросткам, но нигде нет характерных для многих авторов того периода конъюнктурных воспеваний коммунизма, КПСС и вождей КПСС. То есть тема прославления коммунистов ему была, как минимум, не близка и он нашёл для себя нишу, в которой мог быть искренним, и в то же время не вступать в прямую конфронтации с коммунистами, как его друг Галич.

В общем, любопытно. Нигде не смог найти ответ на этот вопрос.

Ну а в качестве дополнения к сказанному, песня на стихи Михаила Львовского «Солдат молоденький».

PS: Прежде чем оставить комментарий, прочтите правила общения, которые действуют в моём блоге.

кино, белое дело

Previous post Next post
Up