Оригинал взят у
milij_rizhik в
Странности третьей планеты / Russian animation on Western viewОригинал взят у
alek_morse в
Странности третьей планеты / Russian animation on Western view Саундтрек против музыки
О разнице в восприятии
Александр СЕДОВ (с) февраль 2012 г.
Если и говорить о различиях в восприятии нашего кино между отечественным и западным зрителем, то оно кроется в первую очередь не в чувстве юморе или понимании комизма (и, соответственно, восприятии комедий), а в отношении к музыке, точнее, к саундтреку. Западный зритель часто единодушен в своём восторге к ленфильмовскому сериалу про Шерлока Холмса, но нередко удивлён музыкальной палитрой, сопровождающей фильм. Хотя музыка Владимира Дашкевича - пример блестящей стилизации, использующей или имитирующей музыкальные ходы Джерамии Кларка и Генри Пёрселла (во всяком случае, на это похоже), английский зритель, бывает, критически настроен к характеру мелодий и оркестровке: «Музыка в фильме носит явно ошибочный барочный характер», - заключает рецензент, отдав, тем не менее, должное композитору. Замечу, что хотя стиль барокко доминировал на пару столетий раньше викторианского века в Англии, тем не менее, в конце 19 века элементы его оказались в моде, так что Дашкевич не так уж был неправ.
Но главная претензия к музыке в поздне-советских фильмах лежит не в композиторской партитуре, а в том, какую роль музыка играет в самом драматургическом действии. В том же «Шерлоке Холмсе» английские и американские зрители нередко видят неоправданный музыкальный эклектизм, подчёркивая это как досадный недостаток, портящий общее впечатление. Любопытно, что в то время, как в нашем кино западная аудитория слышит музыкальный разнобой (в своё время советские композиторы иллюстрировали специально написанной мелодией тот или иной характер персонажа), то лично мне в западных фильмах часто не хватает именно мелодий (особенно если говорить о современном кинематографе) - есть звуковое сопровождение, состоящее из плавно переливающихся гармоний, как бы переходящих из фильма в фильм, а музыки мало.
Особенно ярко этот контраст восприятий заметен на «общепризнанных» саундтреках. Музыка Александра Зацепина к мультфильму «Тайна третьей планеты» у нас давно считается классикой. Разговор об этом мультфильме редко обходится без выражения восторга перед этой загадочной и романтичной звуковой дорожкой. Но американские зрители нередко раздосадованы тем же самым, что кажется нам само собой разумеющимся…
Ниже я предлагаю очередную, выловленную из интернета рецензию американского зрителя на мультфильм «Тайна третьей планеты».
----------------------------------------------------
Странности третьей планеты
Взгляд на советский мультфильм из-за океана
Автор рецензии:
bmatthews (с) США, 13 января 2012 г.
Original English text --
http://abeautifulfilm.coldfusionvideo.com/?p=1294 Перевод: АС - alek-morse
В Америке вы смотрите мультфильмы. В Советской России мультфильмы смотрят за вами.
…Давайте поговорим о русских мультфильмах. А именно о «Тайне третьей планеты» - детском анимационном фильме, созданном в Советском Союзе в 1981 году. Фильм полностью выложен на Youtube и Google Videos с разными версиями субтитров и с разным переводом. По всей видимости, там же можно найти английский дублированный вариант с голосами Джима Белуши, Хэнка Азарии и Кирстен Данст, но я решил смотреть версию с субтитрами. Вариант с субтитрами, размещённый на Google Videos, сделан на основе такого путанного перевода, что это даже не смешно. Я рекомендую версию с субтитрами на Youtube, загруженную пользователем imolaa. Экранное разрешение у этой версии только 240 точек, но зато полностью сохранён мощный русский саундтрек. Качество картинки для Youtube вполне приемлемое.
Сценарий написан Кириллом, «Киром», Булычёвым, известным русским писателем-фантастом - именно поэтому я и загорелся идеей посмотреть мультфильм. История входит в многочисленное собрание повестей и рассказов, написанных Киром Булычёвым о девятилетней Алисе Селезнёвой и её приключениях во времени и пространстве. Есть, по крайне мере, ещё один мультфильм об Алисе, а также минисериал, снятый в середине 1980-х. Кир Булычёв сотворил из Алисы восхитительную юную героиню, поэтому особенно приятно видеть детскую научную фантастику, в которой главная роль отдана девочке.
Главные герои мультфильма Алиса и её отец профессор Селезнёв - жители 22 века, которые отправляются на космическом корабле в поисках редких животных для Московского зоопарка. Управляет кораблём капитан Зелёный, кое-что понимающий в механике и ремонте робототехники. Во время посещения различных планет экипаж попадает в неожиданные ситуации: ошибочно принимает одних замаскированных персон за другие, встречает знаменитых покорителей космоса.
Реплики на протяжении всего фильма, вплоть до самого финала, на удивление экономные, по длине, напоминающие резюме в стиле Скуби-Ду. Хотя я прекрасно понимаю, что в основе мультфильма лежит загадка/тайна, тем не менее, хотелось бы, чтобы в конце была раскрыта кое-какая информация, накопившаяся по ходу сюжета, иначе довольно трудно следить за развитием событий. Временами я просто терялся, не зная, как данный фрагмент вписывается в общий сюжет.
В эпизодах без диалогов порой так мало действия, что трудно уловить разницу. Анимация медленная и человеческие персонажи остаются статичными, почти никак не проявляя себя. Есть одна особенно грязная потасовка между нескольким управляемыми андроидами и главными героями где-то в середине мультфильма, да ещё перестрелка в финале - и всё это будто намеренно сделано в замедленном темпе.
Тем не менее, мне вполне понравились графика и дизайн, в которых чувствуется что-то от Петера Макса, всё наполнено 1960-и и 1970-и. Всё очень ярко и образно, и есть эпизоды, которые на границе с trippy. Честно говоря, всё это не совсем переходит в полную психоделию, не настолько это странно и поэтому смотрится довольно приятно. В мультфильме есть очень странный персонаж по имени Громозека, шестирукий киборг (или, возможно, инопланетянин) на роликовых коньках. Очевидно, введённый для комического эффекта, биполярный Громозека весьма приставучий, да к тому же - археолог. Неплохо, да.
Футуристический дизайн соответствует эре бластерной (Raygun) научной фантастики. Имеются каплевидные (sleek) космические корабли, летающие тарелки а-ля Jetsons, и люди носят скафандры с приборными шкалами (analog dials). Инопланетная живность представлена с выдумкой, то это коробки на четырёх ножках, меняющих цвет в зависимости от характера общения, то вдруг встречаются зеркала-подсолнухи, фиксирующие окружающую обстановку в форме обратной видеозаписи. Ничего сверхсложного из разряда научной фантастики; технология выглядит фантастической и сознательно нелогичной. Роботы это или жестяные мусорные вёдра на колёсиках или с телами, как у пишущих машинок, и ничего цифрового. Капитан Зелёный открывает робота и - надо же - тот работает по типу часового механизма! Я просто обожаю такое ретро.
В то время как дизайн по ходу фильма становится всё лучше, музыка эволюционирует от неинтересной к просто ужасной. Искупает её только то, что она весьма оригинальна и в ней широко используются синтезаторы. Я готов оценить музыку отдельно от фильма - иногда это фанки и campy. Но как саундтрек она, тем не менее, не работает, за исключением специальных звуковых эффектов, вроде трелей, сопровождающих некоторые технологические выдумки. В сцене, где главные герои в восхищении замерли перед памятником Великим Капитанам (важные исследователи космоса), музыка переходит от фанки к funKAY, если вы улавливаете к чему я клоню. Мне так и хотелось поинтересоваться, что же капитаны исследовали. Звуковые эффекты минимальны. Я преклоняюсь перед продюсерами, которые не пошли путём Ханна-Барберы с её звуковыми примочками (sound-fx), но иногда мне казалось, что звуки просто отсутствовали именно там, где они должны быть. Озвучание по большей части было хорошим. По сравнению с действительно дешёвым английским дубляжом, русские голоса звучали по-настоящему.
Было несколько сюжетных ответвлений до того, как история пришла к логическому концу, но в общем всё получилось неплохо, несмотря на то, что анимационный фильм в целом оказался коротким. Алиса очень симпатичная, не по годам сообразительная, однако не своевольная, смелая любительница приключений, и не слишком взрослая. И если уж говорить о взрослых, то насколько это фантастично, что ребёнок вместе с родителем исследует новые открывающие горизонты? Профессор Селезнёв - тихий и добрый человек, но обладает достаточным авторитетом, чтобы его принимали всерьёз. Да здравствуют умные и добрые отцы!
Мультфильм длится только 50 минут, по этой ли причине или нет, но он заслуживает пристального внимания как восхитительное изобразительное произведение, особенно в эпизодах с последней планетой. В финальной сцене - посреди калейдоскопически яркого поля далёкой планеты стоят разноцветные сияющие корабли. Растительность приятно переливается всеми цветами радуги, и гигантская птица уносит злодея как будущую забаву для своих птенцов. Все смеются. Приятный шаг в сторону от обычно мрачного, феодального или пост-апокалиптического будущего, где всё имеет серый оттенок, и кругом заправляют древние практики. Будущее прекрасно для Алисы и её друзей. А также… для катающихся на роликах археологов. Нужны ли ещё слова?
-------------------------------------------
!!! -- две ссылки, которые я посчитал нужным прикрепить к этому посту:
- историк отечественной анимации
Георгий Бородин снова поднял вопрос (кто-то скажет: "бучу" или "нагнал волну") о том, какие приоритеты нужны ставить при государственном финансировании нашей мультипликации. Недавно выделенные дополнительные средства были распределены между несколькими студиями/продюсерами непонятно каким образом (кто-то скажет: "понятно каким") - все остались в недоумении. Отсюда вопрос - должно ли вливание денег в нашу анимацию происходит на основе внятно сформулированной культурной политики или абы как. И если приоритеты должны быть - то кто и как должен их сформулировать.
Дискуссию на эту тему, а также огромное количество комментариев, можно прочесть - и присоединиться к разговору - в журнале Георгия Бородина - пост называется "
Если б я был Минукльт..."
-------------------------------------------
Дорогие френды, от себя лично и от города Екатеринбурга, в коем я проживаю, приглашаю принять участие в народном интернет-голосовании (вот на этом
сайте !!!), посвящённом выбору города для проведения международной выставки ЭКСПО-2020. Там соревнуются пять городов, в том числе турецкий Ижмир, который недопустимым образом, понимаш! - выравался вперёд. В одном из ранних постов я уже давал ссылку - и спасибо всем, кто поддержал Екатеринбург, тогда он был выведен на первое место. Но голосование ещё не окончено. Поэтому поддержите хотя бы из спортивного интереса, так сказать, из азарта. Спасибо :)