Томазо Наполитано: советская жизнь глазами итальянского оккупанта - Радио Свобода

Jul 22, 2011 16:30



Итальянские войска штурмуют город Сталино, октябрь 1941

Некоторые выдержки:

Ведущий передачи Владимир Тольц: В основе сегодняшнего часового выпуска нашей программы исследование сотрудника Университета Карло Бо в Урбино (Италия) Владимира Кейдана "Советология прямого действия", изучившего фронтовые бумаги первого итальянского советолога Томазо Наполитано, находившегося в рядах Итальянского корпуса (КСИР) в период оккупации советской территории.

[...]

"[… ] В десять часов, находясь в [… ] благодушном расположении, я сообщил моему начальнику в чине полковника, что именно в этот день, 19 июля 1917, Временное правительство издало знаменитый указ об аресте Ленина, оказавшегося с этого момента вне закона. Рискую прокомментировать:
- Прояви Временное правительство чуть больше силы, и… прощай большевистская революция!..."



[...]

10 августа
“Командованию поступили официальные сообщения от правительства СССР и приказ, изданный командованием германской армии. Советское правительство официально заявляет, что не будет придерживаться Женевских соглашений относительно применения отравляющих газов и бактериологических средств, а также относительно подачи медицинской помощи раненым и больным.
Приказ по вооружённым силам Германии, резервом которых является КСИР, гласит следующее: "Военнопленные могут быть использованы до их отправки в тыл для ремонта и строительства дорог: в любом случае им должен быть гарантирован паёк".
Забегая вперёд, отмечу, что раненые и раздетые берсальеры, которым удалось бежать из советского плена в одних трусах при 35-градусном морозе, и русские пленные, переодетые и накормленные в нашем лагере, наглядно подтверждают, что приказы советского командования и приказы итало-германского командования в точности исполнялись.

[...]

Владимир Тольц: А вот из листовки-обращения к населению на оккупированных территориях, составленной Томазо Наполитано:

Диктор: "Украинцы и русские, последней ложью большевиков бы призыв бежать при наступлении "фашистских орд". Вас запугивали зверствами. Но вот итальянские фашисты пришли: они вошли в ваши дома как друзья-покровители, они не обижали ни женщин, ни детей, помогали семьям в тяжёлых домашних работах, делились провизией из своего пайка с голодающими... Цель нашей борьбы, которую мы ведём под руководством Дуче, не господство одного класса над другими, а благо всей нации: рабочих, крестьян, предпринимателей, интеллигенции, всех трудящихся, против внутренних спекулянтов-эксплуататоров и внешних англо-французских капиталистов-плутократов… Сила, которую используют Германия и Италии в области военной, хозяйственной и духовной, может дать украинскому человеку на его жизненных просторах только прогресс... Мы пришли освободить вас от кровавой жидо-большевистской диктатуры Сталина, ввести вас в содружество народов европейской цивилизации…
Один пожилой мужчина, инвалид Гражданской войны, рассказал мне, что перед самым нашим приходом большевики хотели его раскулачить. "У меня опоросилась свинья, был десяток кур, но ведь у меня было 8 детей и внуков!" - воскликнул он. Позже, во время многократных посещений домов жителей Ворошиловграда мне почти в каждом со слезами, понизив голос (опасаясь подслушивания), доверительно рассказывали о чудовищных репрессиях, которыми были подвергнуты родственники хозяев: сын, отец, брат. Об их судьбах родные ничего не знали, поскольку всякая связь с ними прервалась с момента ареста".

[...]

"Русские никогда не были по-настоящему религиозными людьми. Желая сохранить властное положение, православные священники часто пользовались государственным насилием, чтобы удержать паству от перехода в другое исповедание. Вся церковная организация, подчинённая царю, имела весьма приземлённый, мирской характер, божественное слово насаждалось мечом разящим, а не рукой дающей. Множество лжепророков типа Распутина осквернили религиозный мистицизм в душах простых русских людей. Религия воспринималась без обсуждения и понимания как "государственная повинность". У нас, католиков, религия это внутренняя, глубоко прочувствованная потребность души, которая принадлежит нашему духовному опыту. К Богу мы обращаемся с доверием и ждём утешения. Православные русские, напротив, страшатся Божественного, потому что не знают его, постоянно уничижаются, чтобы не вызвать его гнев. Большевики жестоко преследовали церковь, и только вторжение наших армий спасло ее от полного уничтожения". "

[...]

Владимир Тольц: Перемещаясь по оккупированной территории, антикоммунист и фашист, а вместе с тем и русофил Наполитано с тщанием этнографа описывает разнообразие повседневного быта советских людей - цены на продовольствие и промтовары, которые он сравнивает с зарплатой итальянских рабочих и служащих, положение женщины на работе и в семье после её коммунистического "раскрепощения", советские законы о браке и семье и свадьбы, которые свелись к перевозке чемоданов с вещами одного из супругов на место жительство другого... Его внимательный взгляд не обходит ни громадного дефицита жилья, ни массовой проституции, краха семейной морали, пропаганды абортов, ни разрастания контингента детских домов, куда родители сдавали детей из распавшихся семей.

[...]

Ну, вот итальянцы были изгнаны из России, затем вместе с немецкими нацистами проиграли войну. Что произошло в головах этих вчерашних фашистов? Что произошло с первым итальянским советологом Томазо Наполитано? С его идеологией? Мы ведь знаем, как менялись взгляды и убеждения у бывших коммунистов, когда их власть кончилась. А что в Италии?

Владимир Кейдан: Очень трудно обобщенно ответить на этот вопрос, потому что очень по-разному сложились судьбы и дальнейшая политическая жизнь активных фашистов. Дело в том, что в Италии, в отличие от нацистской Германии, не произошло Нюрнбергского процесса. Фашизм был, безусловно, осужден. И в новой Конституции Италии было сказано, что никогда не будет возврата к нему. Тем не менее, уже в 1945 году возникают неофашистские движения, которые частично возглавляют бывшие активисты фашизма. Более того, в 1946 году была объявлена амнистия, после чего многие оказались на свободе и частично влились в только что возникшее итальянское национальное движение, которое получило значительное количество голосов на первых же выборах в Учредительное собрание - до 5,5%. Кроме того, возникла такая тенденция вливания в другие партии, чтобы иметь влияние внутри этих партий. Часть бывших фашистов вошли в христианско-демократические партии и в некоторые даже в Коммунистическую партию. Оставались, кроме того, подпольные организации, которые вели террористическую деятельность. И, наконец, возникла официальная партия - Итальянское национальное движение, которое до недавних пор существовало. Из этой партии вышел Джанфранко Фини, который сейчас является министром иностранных дел Италии.

Полностью читать и слушать по ссылке:
Томазо Наполитано: советская жизнь глазами итальянского оккупанта - Радио Свобода

фашизм, 2-я Мировая война

Previous post Next post
Up