«Чугунка» для хлеборобов

Nov 13, 2015 11:42

«Чугунка» для хлеборобов

"Липецкая газета". Виктор Елисеев, краевед, член Союза журналистов РФ, лауреат областной премии имени И. А. Бунина

12.11.2015



Разные бывают юбилеи. И если о каком-то из них мало кто вспоминает, если о нем помалкивают в телеэфире - это еще не означает, что он не достоин внимания: к примеру, 145 лет со дня, когда через станцию Добринка прошел первый поезд.




Казарма-общежитие железнодорожников станции «Добринка»,
где в 1888-1889 гг. жил Алексей Пешков (впоследствии Максим Горький).



Памятник Горькому. Установлен в сентябре 2002 года.

А возникла станция, когда прокладывали железную дорогу Грязи - Борисоглебск. Сооружение дороги Борисоглебское уездное земство Тамбовской губернии поручило предпринимателям - учредителям акционерных железнодорожных обществ. Среди них были Петр Губонин, инженер Садовский и генерал-майор Казаков. Приступив к делу в мае 1869 года, они уже в декабре сдали в эксплуатацию 199,2 версты колеи. 18 декабря на захолустной станции Добринка деревенскую тишину огласил гудок паровоза.

«Чугунка», как тогда называли железную дорогу, прошла по землям государственных крестьян села Чуевки и деревни Добринские Выселки (тоже Добринская), вблизи озера Чистое. Выросший при станции поселок постепенно расширялся, со временем слился с деревней Добринская.

Строительство Грязе-Борисоглебской линии (а позднее и Борисоглебско-Царицынской ветки) диктовалось тем, что «чугунка» проходила по хлебородным губерниям, в том числе Тамбовской. К тому же низовья Волги и Черноземье благодаря этому соединялись кратчайшим путем с портами Балтийского моря. Вскоре Добринка из многих тогдашних станций этого направления вышла на первые места по вывозу хлеба.

При станции организовали еженедельный базар по понедельникам. Крестьяне Добринской за три тысячи рублей сдали в аренду базарную площадь. Подвозили сюда хлеб, считайте, постоянно. Причем сельчане старались делать это в небазарный день, чтобы не платить сбор - 10 копеек с воза. Хлеб везли из семи волостей уезда да и из соседних уездов.

Не упускали своего шанса помещики. Девятнадцать помещичьих имений поставляли хлеб на станцию. Самым значительным было имение Спиридова, насчитывавшее шесть тысяч десятин земли. При станции образовался крупный хлеботорговый пункт, где постоянно находились десятки скупщиков, согласно тогдашним данным, главным образом - евреи.

Кроме хлеба со станции отправляли нефть, керосин, дрова, лесные материалы. В 1899 году также было вывезено 22 тысячи пудов яиц, а в 1902 - 22300 пудов живой и 8300 пудов битой птицы. Поставляли все это в основном предприниматели Малаховы из волостного села Талицкий Чамлык. По воспоминаниям старожилов, из Добринки в Англию вывозили перепелов (этим занимался помещик Бабенышев).

Еще в 1885 году на одном из заседаний Усманского уездного земства был поднят вопрос об отправке скота с этой станции. Гласный Снежков высказал предложение «о посадке скота» в Добринке. Крупнейший землевладелец уезда и губернии привел ряд доводов: близость степей, «обеспечивающих как подножное, так и сухое продовольствие скота в ожидании посадки»; «большая близость к Грязям» и «меньшая опасность для распространения заразительных болезней на местный скот...». Собрание согласилось с этими соображениями. И скота из Добринки начали вывозить больше.

Накануне Первой мировой войны цена одного пуда ржи в Добринке колебалась от 65 до 70 копеек. Рожь ежегодно к станции подвозили от 100 до 200 пудов. Овес скупали по 52 копейки за пуд. Хлеб везли в порт Либава (Лиепая). Узнав, что за границу русский хлеб отправляют уже по 88-89 копеек за пуд ржи и по 79 копеек за пуд овса, добринские предприниматели категорически отказались его отправлять за рубеж.

В тот момент, кстати, уже были намечены планы по серьезной реорганизации станции. Но Первая мировая, а позднее братоубийственная Гражданская война помешали их осуществлению.

Липецкая газета

Борисоглебск-Online - История края

Наш край, техника, история, Россия

Previous post Next post
Up