Jan 04, 2015 18:00
Оригинал взят у
zina_korzina в
Хороший эсэсовец?!- Есть фильмы, которые мы пересматриваем по 100 раз, причём в конечном итоге, перестаём фиксировать детали. У нас, как говорил Володя Шарапов «глаз замыливается» и мы считываем не столько содержание, сколько настроение. Вот, например, фильм «Семнадцать мгновений весны», который нравится подавляющему большинству обывателей. А ещё его создателей принято обвинять в эстетизации и гламуризации немецкого фашизма по той странной причине, что типовому филистеру нравится эсэсовская форма (мне вот оная никогда не нравилась, но я вообще предпочитаю Николая Первого для этих целей). Так вот! Все так упёрлись в эту самую «загораживающую эстетику зла», что не заметили гораздо более занятного момента. Да. Все помнят, что авторы картины изобразили Генриха Мюллера - остроумным, ироничным следаком, а Вальтера Шелленберга - очаровательным душкой-аристократом.
- Обратите внимание - руны СС.
При этом мы помнили, что это - враги. Никто не пытался сказать, что Мюллер с Шелленбергом - это свои или, например, положительные герои. Но имеется в повествовании второстепенный, но - важный (sic!) персонаж, на которого обычно люди мало обращают внимание. Это - Хельмут, который убивает Барбару и Рольфа, дабы выручить нашу радистку Кэт. Что меня смутило? Даже Михаил Ромм в своём «Обыкновенном фашизме» констатировал: «А ведь была всё-таки и другая Германия». Соглашусь - помимо антифашистов имелись люди, просто не принимавшие Гитлера. Не бунтовали, но и не зиговали. Иной раз, рискуя жизнью или хотя бы карьерой. Но Хельмут - это совершенное иное. Он - эсэсовец, а даже не очкарик-интеллигент из Вермахта, коего вытащили с кафедры философии и пинками погнали на Восточный Фронт. Иное дело, когда нам показывают барона-абверовца, который под влиянием нашего разведчика порывает с гитлеризмом (к которому он был и без того не сильно привязан) и начинает работать на Москву. Но! СС - это особая каста. Эти - уверенные в идее и преданные нацизму. И вдруг нам подают хорошего человека, украшенного рунами СС.
Или вот - Генрих Шварцкопф из кино-саги «Щит и меч». Курляндский красавчик с лицом эльфийского принца! И тоже - эсэсовец. Да. мы помним, что в СС его засунул его дядюшка Вилли (курляндский не-красавчик). Но от этого кому-то легче? Генрих меняется на глазах, когда вдруг попадает в детский концлагерь, хотя и раньше испытывал не самые тёплые чувства к окружающей его действительности. И, тем не менее, состоял в СС. Что считывает зритель? Угадайте! Правильно. Бывали, мол, нормальные эсэсманы - со своими сомнениями, грустинками-печальками, Щиллером-Гёте да Моцартом-Сальери. Мол, не всё так черно и коричнево, а случаются ещё полутона. На мой взгляд, именно это, а не пресловутая гламуризация СС и являелось идеологической диверсией. Хотя! Авторы этих талантливейших картин, скорее всего, не знали тонкостей. Для них что СС, что Абвер, что Люфтваффе - просто персоны во вражеских мундирах, среди которых... типа того, что были...люди. Пфффф...!
3-й Рейх,
кино и немцы,
совдеп,
история,
кино