Оригинал взят у
ruskom в
Затопление шахты. А что дальше? Что произошло с затоплением калийного рудника в Соликамске? Что не было сделано и что нужно сделать?
Сегодня очень просто вывести из равновесия жителей любого небольшого города в России. Для этого по чьей-то вине, халатности или стечению обстоятельств должно перестать нормально функционировать основное градообразующее предприятие. Если это предприятие является шахтой, на которой стоит этот город, то случается не только паника среди населения и падение акций предприятия, но и возможность потенциального расселения жителей из городской черты, о чем недвусмысленно говорит мэр этого города.
Все это ни в коем случае не является сценарием художественного фильма, а происходит с 18-го ноября 2014 года в жизни небольшого города Соликамска, где основным градообразующим предприятием является ОАО «Уралкалий» одну из шахт которого и затопило 18-го ноября. Вот что сообщает об этом пресс-служба предприятия 20-го ноября:
«18 ноября 2014 года на руднике СКРУ-2 ОАО «Уралкалий» увеличился приток рассолов со II-ой северо-восточной панели в участковую насосную «Восток», расположенную на IV-ой СВП. Место обнаружения притока рассолов совпадает с местом аварии, произошедшей на Втором Соликамском рудоуправлении АО "Сильвинит" 05 января 1995 года, что позволяет сделать вывод о прямой причинно-следственной связи указанной аварии и ее последствиями, произошедшими 18 ноября 2014 года. В 13:50 мск 18.11.2014 года задействован план ликвидации аварии. В 15:00 мск все подземные работники выведены на поверхность, добыча калийной руды в руднике была приостановлена. Вечером около 16.00 мск 18.11.2014 года в районе над II северо-восточной панелью рудника СКРУ-2 на земной поверхности выявлена свежеобразовавшаяся воронка диаметром около 30-40 м. В целях безопасности район потенциального оседания почвы был оцеплен, доступ людей ограничен».
Город Соликамск расположен на территории так называемого Верхнекамского калийного месторождения, огромной соляной линзы в толще земли на глубине залегания в сотни метров и шириной до пятидесяти километров, общая площадь месторождения около 8,1 тысяч квадратных километров. И если история Соликамска началась почти шестьсот лет назад с добычи поваренной соли, то сегодня основной производственные потенциал города основан на трех калийных рудниках. Соликамская калийная скважина № 1 была пробурена еще в 1925-м году, а в 1934-м был запущен первый Соликамский калийный комбинат (сегодня СКРУ-1). С 1965-го года начинается проектирование и ввод в эксплуатацию т. н. шахты «Южная», которая развиваясь и превратилась в Соликамское калийное рудоуправление № 2 (СКРУ-2) и на котором и произошла авария 18-го ноября. В 1980-х годах было построено и введено в эксплуатацию рудоуправление № 3 (СКРУ-3), сегодня ведется строительство рудоуправления № 4 (СКРУ-4).
Важность калийных рудников для Соликамска трудно переоценить. Во-первых, на предприятии ОАО «Уралкалий», которому сегодня принадлежат калийные рудники, трудится основная масса жителей города, занятых в промышленном производстве. Во-вторых, ОАО «Уралкалий» является единственным предприятием в России по выпуску калийных солей и первым в мире по объему производства. В-третьих, СКРУ-1 является единственным оставшимся в России месторождением, на котором добывается карналлит, который используется предприятиями России для производства магния (ОАО «Соликамский магниевый завод») и титана (ОАО «Ависма»). В четвертых, шахтные поля СКРУ-1 находятся прямо под городской застройкой. И в-пятых, калийные шахты, в случае затопления их водой становятся не только непригодными для дальнейшей эксплуатации, но и по причине растворения соли в воде, представляют реальную опасность просадки грунтов и разрушения объектов, находящихся над шахтами.
Аналогичная ситуация затопления шахт, расположенных под городской застройкой, и произошла в соседнем с Соликамском городом Березники, где в октябре 2006 года был затоплен калийный рудник (БКПРУ-1), принадлежащий все тому же ОАО «Уралкалий». Ранее, в 1986 году было затопление БКПРУ-4. Вследствие затопления «Уралкалий» понес расходы в размере около 16 млрд. рублей, в городе образовались провалы размерами в десятки метров, были сокращены сотрудники «Уралкалия» и расселено (или планируется к расселению ) около сотни домов. Пустые дома и улицы Березников сегодня выглядят вот так.
Ситуация с затоплением рудника в Соликамске сегодня не может быть названа аналогичной березниковской ситуацией. На сегодня можно сказать, что мощность затопления в Березниках была гораздо выше и затопленный рудник находился прямо под городской застройкой. В Соликамске же сегодня ситуация иная. Вот что говорит об этом пресс-служба «Уралкалия»: «Место образования воронки находится за пределами городской застройки города Соликамск, на территории заброшенных садовых участков. ОАО «Уралкалий» совместно с правоохранительными органами приняты первичные меры по исключению доступа людей в район образования воронки (оцепление). На территории СКРУ-2 нет больших жилых массивов, в основном это лесная зона. Кроме того, на СКРУ-2 нет карналлитовых пластов, что было основной проблемой при аварии на БКПРУ-1, поэтому события и при самом-самом худшем сценарии будут развиваться по абсолютно другому варианту».
Опасность ситуации состоит в том, что между СКРУ-2, где произошло затопление и СКРУ-1, над выработками которого находится почти вся южная часть города Соликамска, существует т. н. «сбойка», которая соединяет между собой горные выработки двух рудников. Еще во времена СССР сбойка была перекрыта бетонными перемычками шириной от 20-ти метров (по другим данным от 40 до 60-ти метров) и заложена гидрозакладкой. Катастрофа произойдет, если эти перемычки не выдержат и вода проникнет в выработки СКРУ-1, которые, повтрю, находятся прямо под центром города. Именно об этой ситуации говорил мэр Соликамска Девятков, когда предупреждал о возможной необходимости эвакуации жителей города. Что об этом пишет пресс-служба «Уралкалия»? «Шахтное поле Соликамск-1 граничит с шахтным полем Соликамск-2. Стволы находятся далеко друг от друга, но при строительстве Соликамск-2 был прорыт тоннель с поля Соликамск-1. За это время были построены 2 бетонные перемычки - 40 и 60 метров. Более того, существенная доля отработанной территория была заложена. Компания внимательно мониторит ситуацию со стороны Соликамск-1. Кроме того, будут обязательно выполнены мероприятия по дальнейшему укреплению защиты между 1 и 2 рудниками».
Схожесть соликамской и березниковской ситуации с затоплением шахт заключается в том, что собственником шахт является все то же ОАО «Уралкалий», которое владеет березниковскими калийными шахтами с 1992 года, а соликамскими - с 2011 года. Соликамские шахты до 2011 года принадлежали ОАО «Сильвинит», после скупки акций которого новыми собственниками «Уралкалия» (Сулейманом Керимовым, Филаретом Гальчевым и Александром Несисом) предприятия были объединены. Одним из следствий процесса объединения стала т. н. «оптимизация» (увольнение и вывод за штат) работников соликамских рудоуправлений, сокращение инженерного персонала и, самое главное, частичное увольнение работников соликамских геологических и маркшейдерских служб. К сожалению, соликамская авария говорит о том, что собственники «Уралкалия» не сделали должных выводов из березниковской калийной катастрофы.
Перед написанием статьи я провел беседы с руководителями среднего звена СКРУ-1 и СКРУ-2, которые не привыкли впадать в панику и, с другой стороны, реально смотрят на вещи. По их словам, ситуация находится под контролем и сегодня опасности для города нет. Так же, по сегодняшним данным, поступление воды в шахту СКРУ-2 сократилось, что может говорить о подземном озере, как потенциальном источнике вод, попавших в СКРУ-2.
Каковы же варианты развития аварии и ее последствий?
Одним из вариантов может быть затопление подземных выработок СКРУ-2, что приведет к остановке рудника. Работа обогатительных фабрик на поверхности СКРУ-2 и других надземных цехов и сооружений может быть продолжена,так как они стоят на т. н. «целике» и не находятся в зоне возможных провалов. При этом возможны частичные провалы над выработками СКРУ-2, которые, повторю, находятся вне городской черты. Часть работников СКРУ-2 будет перераспределена между другими подразделениями «Уралкалия», другая часть будет сокращена, как были сокращены работники затопленных березниковских шахт. И «Уралкалий» и соликамский бюджет понесут финансовые убытки.
Вероятно развитие событий, при котором поступление вод в шахту СКРУ-2 прекратится, что позволит произвести восстановление работоспособности рудника. На сегодня можно сказать, что еще менее вероятно полное затопление СКРУ-2 и попадание вод в шахтное поле СКРУ-1. При всей нынешней минимальности такого развития событий, последствия для города Соликамска будут катастрофическими, южная часть города будет опасна для проживания. Закроются два из трех работающих на сегодня калийных рудоуправлений. ОАО «СМЗ», расположенное рядом с СКРУ-1, останется без необходимого для работы сырья - карналлита. Кроме того, на территории ОАО «СМЗ» имеются хлорохранилища и другие опасные для города материалы и объекты, что может привести к закрытию предприятия по соображениям безопасности. Сокращение рабочих мест и территории проживания в Соликамске будет очень серьезным, город очень быстро может превратится в поселок. Десятки тысяч человек будут вынуждены покинуть Соликамск, при чем многие не смогут даже продать свою недвижимость. Ощутимо возрастет социальная напряженность. Сократятся доходы города, края и страны, и будут потеряна независимость России в производстве стратегически важных титана, магния и редкозмемельной (производимой на ОАО «СМЗ» и ОАО "АВИСМА") продукции.
Авария, произошедшая 18-го ноября на соликамской шахте, заставляет серьезно задуматься над методами недопущения пусть пока минимально, но все же возможных катастрофических последствий для Соликамска и для страны в целом.
Во-первых, необходимо строго соблюдать порядок выполнения горных работ. По
оценкам Б.В. Лаптева (д.т.н., эксперт (ЗАО НТУ ПБ)) « … все три аварии (две в Березниках и одна в Соликамске) произошли в зонах повышенного горного давления из-за неправильного порядка ведения горных работ".
Во-вторых, необходимо выполнять рекомендации научных институтов по охране существующих горно - рудных объектов. Б.В. Лаптев: «Разработанные в 1995 г. ОАО «Галургия» Меры охраны объектов в пределах 4-5 западных панелей рудника БКПРУ-1 выполнены не в полном объеме. Не была осуществлена дозакладка выработанного пространства аварийного участка с ссылкой на опасное состояние подводящей к нему выработки, что нельзя признать весомым аргументом при решении вопросов обеспечения безопасности рудника».
В-третьих, необходимо внимательно и своевременно исследовать выработки и горные пласты на предмет наличия т. н. потенциально угрожаемых участков, которые и приводят к прорывам в калийные выработки вод, сероводорода и подобного. А как это делать, если руководством увольняется персонал, который обладает необходимыми геологическими и маркшейдерскими знаниями?
В-четвертых, для всех выявленных потенциально угрожаемых участков необходимо разрабатывать и выполнять комплекс профилактических мероприятий по предотвращению негативных последствий.
Как мы видим, для успешного существования и развития рудников Верхнекамского калийного бассейна, для обеспечения жителей городов рабочими местами, а России, как государства, безопасностью, экспортными доходами и наличием стратегического сырья и материалов, необходим комплекс системных, плановых, серьезных, а значит и очень дорогостоящих мер. Затопленные рудники в Березниках и авария 18-го ноября на СКРУ-2 показывают, что частный собственник не может справится с успешным управлением такими серьезными комплексами промышленных объектов. Ориентирование собственника на добывание денег из всего и вся приводит к тому, что мероприятия по горной безопасности не выполняются в полном объеме. А ориентирование наемных руководителей на наполнение своего кармана приводит к тому, что Россия вынуждена регулировать международные скандалы, как это было в случае с арестом бывшего Гендиректора «Уралкалия» Баумгертнера, который был
арестован по известным обвинениям в Белоруссии.
Существование и развитие городов Березники и Соликамск и всей калийной промышленности России может обеспечить только национализация ОАО «Уралкалий» и организация нового предприятия («РосКалий») с долей госсобственности не менее 51%, с государственным управлением и контролем. Иначе может случится так, что калийные рудники утонут, города исчезнут или станут окончательно депрессивными, социальная напряженность возрастет, а ни за что не отвечающие собственники и "эффективные манагера" уедут за границу.
Оставив государству решать вопросы после своего "горе - управления". Кому это нужно?