Интервью для газеты «Аргументы и факты. Тамбов».

Apr 26, 2014 14:16

Оригинал взят у strukova_mv в Интервью для газеты «Аргументы и факты. Тамбов».
НЕВОЗМОЖНО СОХРАНЯТЬ НЕЙТРАЛИТЕТ

«АИФ». Марина, что связывает Вас с Тамбовщиной?

Марина СТРУКОВА. История моей семьи. Родовое село Струковых - Туголуково Жердевского района Тамбовской области. Его основателями были несколько донских казаков, которым государство даровало наделы за службу на южных рубежах России. Их имена известны из архивного документа за 1719 год, среди них братья Федор и Никифор Струковы. Название села Туголуково появилось оттого, что здесь гнули какие-то особенные луки, так говорят старики. Я ездила туда в 2005-м году, говорила с краеведами, потом написала статью «Цветы на руинах». Информация о предках-казаках стала для меня открытием, появился поэтический цикл «Казачеству посвящается».
Мой тамбовский прадед Александр Семёнович Струков участвовал в антоновщине, что отразилось в моих текстах «Предки», «Волк умирает молча» и «Антоновская» по мотивам песни тамбовских повстанцев - ту песню, кстати, любил петь Есенин. Потом четверо сыновей прадеда защищали нашу Родину в Великую Отечественную войну. Я из династии учителей, работавших на Тамбовщине, и сама преподавала рисование и немецкий язык в сельской школе. Окружающая природа служила источником вдохновения для моих ранних стихотворений и, думаю, степные просторы повлияли на мой характер, ведь степь издавна ассоциируется с любовью к воле. Помню, по вечерам в селе, где я жила, женщины собирались и пели хором, эту картину я запечатлела в стихотворении «Песни народные». «Я люблю тебя, степь», «За волной волна - травы светлые», «Высокий берег», «Сокол знает», «Лисонька» - у сюжетов многих моих произведений один фон - дорога на восход через поля из Тамбовской области, где я выросла, в Саратовскую, где родилась.

«АИФ». Вы - поэт гражданского звучания. Но зачем художнику политика?

М.С. В России трудно найти поэта, который не выразил бы свою гражданскую позицию. Какого классика не вспомни - Цветаева, Есенин, Блок, Гумилёв, Ахматова… все откликались на политические события, как современные им, так и давние, и не всегда говорили о них изящным слогом. Пушкин был абсолютно неполиткорректен, многие его стихи перед публикациями подвергались правке. В России невозможно сохранять нейтралитет, поскольку жизнь каждодневно напоминает тебе как представителю народа о его проблемах, заставляет тревожиться о будущем, вынуждает искать решения, поневоле превращая в идеолога, «агитатора, горлана, главаря» - помните Маяковского? Слово - это инструмент для изменения реальности, так почему писателю не пытаться сделать мир лучше?

«АИФ». А насколько значимо сегодня для общества слово писателя?

М.С. Я замечаю, что многим интересны мнения литераторов по поводу тех или иных событий. К примеру, нельзя не заметить, какую бурную реакцию вызывают высказывания творческих людей - и патриотов и либералов - на ту же украинскую тему, в блогах масса комментариев, вплоть до скандалов. Правда, на мой взгляд, лучше отражать происходящее не в форме публицистики, а в художественных произведениях, так будет интересней потомкам. Мы снова на переломе эпох, на распутье, словно тень 20-30-х годов прошлого века проецируется на наши дни, а тогда, несмотря на трудности, был расцвет многих талантов. Может повториться Серебряный век русской поэзии.

«АИФ». Кто из писателей-современников Вам интересен?

М.С. Думаю, перечислять традиционный набор живых классиков старшего поколения было бы скучно. Поэтому назову имена молодых прозаиков - Алисы Ганиевой, рисующей сложный колоритный мир современного Кавказа, и Ирины Мамаевой, мастерски передающей атмосферу русской провинции. Алины Витухновской, которая больше, чем поэт, но и философ, и политик, и лиричной утонченной Анны Русс, барда Вадима Фомина, украинского поэта Сергея Жадана. Уважаю творчество покойного Вячеслава Дёгтева - уроженца Воронежа, и рекомендую читателям ознакомиться с его рассказами.

«АИФ». Есть ли у современной поэзии проблемы?

М.С. Я думаю, основная проблема - вторичность, неумение и нежелание авторов выстроить собственный поэтический мир, создать индивидуальный стиль, высказать рискованную идею. Одни подражают Есенину, Рубцову, Кузнецову, другие Цветаевой, Бродскому, Мандельштаму. У классиков привычно заимствуют мысли, рифмы, не пытаясь перерасти их. Паразитируют на чужих творческих открытиях. Современная поэзия - кладбище старых образов и стилей.
Другая проблема, на мой взгляд, в том, что нам мало доступна современная зарубежная поэзия. Наверное, её почти не переводят. А ведь там могут быть интересные явления.

«АИФ». Нужна ли сегодня цензура литературе?

М.С. В последнее время государство стало обращать больше внимания на цензуру политическую, поскольку инакомыслие опасно для чиновников. Но ему не интересна цензура нравственная, в которой действительно нуждается общество. Мне не хочется возвращения в те пещерные времена, когда писателям давали партийные задания, а поэтов прорабатывали на заводских собраниях. Пусть каждый руководствуется своими политическими предпочтениями. Но этический, моральный аспект произведений, издаваемых большими тиражами, государству нужно контролировать в интересах, прежде всего, подрастающего поколения, духовной защиты юных читателей.

«АИФ». Что кажется Вам неприемлемым в художественном творчестве?

М.С. Сиюминутное стремление угодить власть имущим. Для писателя важнее суд истории.

Беседовал Вадим Казаков.

Борисоглебскiй уездъ, Тамбовский край, ЖЗЛ

Previous post Next post
Up