На днях мой сын попросил меня написать о шведской керамике. Почему-то он любит эту страну, у него там много интернет-друзей и он хотел бы съездить в Стокгольм.
Я помню, что цивилизация развивалась с юга на север, поэтому наиболее ранние артефакты человеческой деятельности находят ближе к экватору и далее, вверх по меридианам. Но также, я встречала совершенно изумительные керамические работы, принадлежащие норвежским и шведским мастерам. Поэтому решила все же поискать материалы по скандинавской керамике и самое главное, иллюстрации к ним.
В результате, на выходе получилась статья-обзор из различных источников о фарфоре и керамике из четырех стран северной Европы, с совершенно неожиданными фотографиями антикварных и современных фарфоровых и керамических изделий.
Керамика северной Европы.
Гончарное искусство - одно из древнейших, как правило, предшествующее кузнечеству и даже ткачеству. Однако, фарфор является значительно более поздним изобретением и впервые появился в Китае около 6 века нашей эры, а в Европе только в 18 веке.
Нидерланды.
Голландия, как морская держава, одна из первых получила доступ к
китайскому и
японскому кобальтовому и разноцветному фарфору.
В Делфте - важном морском порту - находилось одно из представительств Голландской Ост-Индской компании, корабли которой и завезли в страну образцы восточной керамики.
Гончарное ремесло не являлось в Делфте распространенным, однако массовое закрытие пивоварен и спрос на новую, привезенную с востока продукцию привели к возникновению на месте пивоварен гончарных мастерских, что положило начало развитию делфтского фарфора.
Работы делфтских мастеров не отличались разнообразием и копировали сине-белый китайский фарфор, страшно популярный в Европе. Однако они добавили свою специфику в восточные мотивы и стали украшать работы голландскими пейзажами, библейскими сюжетами и цветочными композициями, чем существенно разнообразили ассортимент.
В конце 18 века английские керамисты сделали прорыв в технологии и выпустили свой
кремовый фаянс с фабричным способом нанесения рисунка. С этого начался упадок делфтского фарфора. Голландцы начали закрывать свои мастерские, не выдерживая конкуренции с английскими технологичными производствами.
И только спустя почти 100 лет, в 1876 году в Делфте было возрождено фарфоровое производство, с открытием Королевской мануфактуры делфтского фарфора.
Именно кобальтовая гамма росписи делфтского фарфора стала образцом для
Российского Императорского фарфорового завода, а затем утвердилась в
Гжели.
Дания.
Датская керамика начинает свой путь с основания первой мануфактуры Сторе Конгенсгаде, получившей разрешение на копирование делфтского фарфора. Первым управляющим Сторе Конгенсгаде стал Йоханн Волф - странствующий гончар, знающий разные секреты керамического производства.
В течение пятидесяти лет мануфактура Сторе Конгенсгаде выпускала исключительно кобальтовый фарфор с многочисленными вариациями декоративных изображений: цветов, масонских символов, арабесок, нарядных узоров, раковин и абстрактных мотивов, которые в основном и сформировали вкус датчан.
Еще одна известная датская фарфоровая мануфактура середины 18 века находилась в Каструпе, куда из Страсбурга по приглашению короля Фредерика V прибыл Йозеф Ханнонг.
В Каструпе было высоко технологичное производство, иеющее несколько печей, позволяющих выпускать все известные на тот период виды керамики и фарфора.
Интерес к керамике и фарфору сохраняется в Дании и сегодня, а современная датская керамика известна во всем мире.
Однако, самый интересный художественный фарфор изготавливался в конце 19 века на копенгагенской Королевской фарфоровой мануфактуре, существующей с 1775 года.
Эта мануфактура совершенно уникальна, поскольку является единственной королевской фабрикой в мире, которая существует со времен абсолютной монархии до наших дней. Поэтому до сих пор на ее знаке три волны венчает корона.
Мануфактура была образована под покровительством и с финансированием королевы Юлианы-Марии, и к тому моменту прошло уже более сотни лет в непрерывных усилиях, по раскрытию секрета изготовления китайского фарфора.
В Дании этим занимался Франц Генрих Мюллер, вложивший в это предприятие всю свою жизнь. После нескольких лет экспериментов и испытаний ему удалось получить желаемый твердый фарфор и добиться поддержки со стороны королевской семьи.
Три волнистые линии - символ трех проливов Дании - стали товарным знаком фирмы, а венчающая их корона - символом патронажа фабрики датским королевским домом.
В 1790 году на фабрике началось изготовление самого известного в мире сервиза, названного "Flora Danica" - Датская Флора. На все элементы сервиза были нанесены рисунки, являющимися точными изображениями всех 2600 растений, произрастающих в королевстве. Работа над сервизом велась тринадцать лет. Самое интересное в истории "Флоры Даники"- это то, что сервиз выпускается на фабрике и сегодня, хотя и в усеченном варианте из 700 растений.
Фабрика работала без перерывов с момента ее основания и беспрерывно развивалась.
В 18 веке Филип Шоу, управляющий фабрики, сумел проявить таланты химика Арнольда Крога, расширившего технологию производства и впервые применившего белый фарфор с подглазурной живописью.
Модельщик Хеннинг создавал чувственные, совершенно живые статуэтки, мастер Хансен для своих необычных фигурок использовал крестьянские сюжеты и типажи, а Йейс Нильсен создал бирюзовую глазурь, которая по качеству не отличалась от иранских старинных глазурей.
И хотя фабрика стояла на консервативных позициях в изобразительном искусстве, она постоянно экспериментировала с технологией.
Один из лучших результатов этих экспериментов - рифленый фарфор с синей подглазурной живописью, очень близкой к китайским работам.
В 20 веке фаянсовые мастерские Копенгагена начали выпускать фаянс, покрытый свинцовыми глазурями, очень близкий к скандинавской крестьянской керамике.
Еще одна известная датская фабрика Бинг и Грёндаль была основана 15 апреля в 1853 году скульптором Фредериком Вильгельмом Грёндалем и двумя братьями Мейером Херманном и Якобом Херманном Бинг.
Фирма была ориентирована на создание изделий из бисквита, копирующих работы датского скульптора Бертеля Торвальдсена.
На фабрике ставились эксперименты по расписыванию изделий после глазурования, чтобы добиться эффекта натуралистического изображения. Очень быстро производство расширилось, и Бинг и Грёндаль стали выпускать столовую посуду и кофейные сервизы высокого качества.
Швеция.
Шведские мастера до конца 17 века следовали старинным местным традициям. «Snorkeramic»(веревочная керамика) на протяжении 17 века оставалась неглазурованной.
Первая шведская фаянсовая фабрика, основанная в Стокгольме в 1726, была предприятием Рёстранда и проектом того же Иоханна Вольфа. Там копировали работы дельфтских мастеров.
Однако, Вольф недолго проработал и после его ухода на фабрике сменилось стилистическое направление, благодаря чему фабрика и стала знаменитой. Здесь стали производить совершенно особенные фаянсы, с очаровательными украшениями в стиле рококо.
На чашах и блюдах было множество изящно вылепленных рокальных завитков и сине-белых расписных надписей и эмблем. Продукция фабрики отличалась оригинальностью и космополитизмом. Знаменитый узор «рен», применявшийся долгие годы значительно увеличил славу фабрики.
А в 1763 стали применяться и другие цвета, кроме белого и синего. Еще чуть позже мастера фабрики освоили английскую технику переводной печати, а к 1800 году глиняные изделия, покрытые свинцовыми глазурями, вытеснили фаянс.
Фабрика Рёстранда продолжает существовать до сих пор. Известный дизайнер Гуннар Нилунд создал для нее проекты прекрасной столовой посуды и превосходно вылепленные статуэтки животных.
В 1825 начал работать Густавсбергский фаянсовый завод, образовавшийся из старинной кирпичной фабрики. Уже к середине девятнадцатого столетия, компания Густавсберг переходит к производству своих собственных изделий в английском стиле. Именно на фабрике Густавсберга был создан знаменитый "костяной" фарфор, получивший мировое признание и многочисленные награды на международных выставках.
Чтобы ярче подчеркнуть стилевые изменения, в 1839 году вводится логотип в виде якоря, призванный символизировать этот переход.
На протяжении более 100 лет компания Густавсберг специализируется в основном на производстве бытовых фарфоровых и фаянсовых изделий и элементов художественного ремесла.
Норвегия.
Норвегия получила полную независимость только в начале 20 века. До этого момента влияние в стране делили между собой Дания и Швеция, не допуская, с разной степенью успеха, в страну никаких передовых промышленных идей. Тем не менее, в конце 16 - первой половине 17 веков в стране усиливаются торговые и культурные связи с Германией, Нидерландами, Англией.
В этот период
черты стиля эпохи Возрождения проникают в Норвегию. К 18 веку в Норвегии появляются мануфактуры в Херребё и Драммене. Их продукция, выполненная по большей части в стиле рококо, отличалась яркой оригинальностью. Пластический декор в изделиях обеих фабрик был необычайно сложным, а исполнение - великолепным.
Изделия Херребё изготавливались из мелкозернистой глины и покрывались светлой глазурью. Затейливо извивающиеся завитки и спирали окантовывали сосуды по краям и у основания и часто соединялись с восточными узорами, популярными в середине 18 века. Живопись выполнялась кобальтовыми или краплачными эмалями, выдерживавшими высокотемпературный обжиг.
Современная скандинавская керамика имеет лаконичные формы и обтекаемые силуэты. Фабричная продукция тяготеет к идеям шведской Икея, что, впрочем, неудивительно при механизации производства. Однако в изобразительной практике художников керамистов встречаются очень интересные работы с обращением к традиционным скандинавским руническим темам и декоративным стилизациям.
ИсточникЕще о Делфте