Готовя материал об известной
Севрской фарфоровой мануфактуре (Manufacture nationale de Sevres), мы обнаружили очень интересные, несколько абсурдные современные керамические работы, выставленные в национальном музее керамики Севра. В этих работах была фантастичная игра мысли, подчеркнутая вполне реалистичными деталями. Сияние глазурей в них причудливо переплетались с яркими красками, но самое главное в них было потрясающее, женственное изящество.
Знакомьтесь, это - авторская керамика молодой французской художницы Марлен Моке.
Мы подумали, что это чудесно, когда молодые люди продолжают старинные традиции, но не слепо следуют им, а преобразуют, используя древний материал для самовыражения и создавая прелестные вещи, которые наверняка останутся в истории искусства. И мы захотели поделиться с вами, нашими читателями этой необычной керамикой.
Итак, Марлен Моке.
Молодая французская художница Марлен Моке (Marlene Mocquet) родилась в 1979 году в местечке Мезон-Альфор под Парижем. Она начала рисовать в возрасте 14 лет.
- «Когда я не могла найти слов, чтобы выразить себя, я использовала краски и кисти» - так она рассказывает о себе.
И до сих пор Марлен выражает в материале свои мысли и эмоции.
В 2006 году она с отличием закончила Национальную школу изящных искусств в Париже. Ее работы - эмоциональные и экспрессивные, одновременно с этим тонкие и глубокие. И совершенно неважно в чем они реализованы - в живописи или в керамике. Звезда Марлен Моке разгорелась на французской и международной арт-сцене менее десяти лет назад. Но среди искренних поклонников ее необычного творчества уже есть такие столпы искусства как Кристиан Лакруа и Пьер Карден, вручивший ей в 2008 году премию Национальной академии изобразительных искусств.
Она нашла себя в керамике, как во второй сущности своего творчества, погрузившись в нее со всем темпераментом молодости и таланта, как это делали многие известные живописцы до нее - Михаил Врубель, Пабло Пикассо,
Поль Гоген.
И конечно, произошло «обыкновенное чудо» - керамика позволила реализовать в полной мере фантасмагорические аллегории и бурные фантазии творческого воображения Марлен Моке.
Она приглашает нас своими работами в удивительный мир. Настоящая «Алиса в стране чудес» двадцать первого века, Марлен Моке приводит зрителя в мир абсурдных фантазий, которые впечатляют своей красотой, трогают и даже пугают его. Это - сказки, рассказанные в керамике, с некоторой недоговоренностью и символизмом, милые и смешные шутки художника, однако пугающие какой-то невидимой опасностью, так смутно ощутимой, но вполне реальной.
Ее вселенная чудесно близка к мирам Иеронима Босха и Сальвадора Дали- в них природа и человек объединены в красочном сплаве, обитают вне времени и пространства и как будто пребывают в полусне. Каждая из ее скульптур - это один маленький мир, одна особая и уникальная вселенная, населенная множеством персонажей, животных, монстров и химер, погруженных в невероятные приключения.
Артерии природы - это первая работа Марлен в Севре. В ней реализована идея золотого сердца природы, орошающего из своих артерий нашу землю розами.
Природа пульсирует, вибрирует, пробуждает, это - гимн жизни и ее разгул. В Камнях Ассизи Марлен Моке выражает радость через контрасты. Пористость фактуры и мерцающие глянцевые эффекты глазури, разноразмерность персонажей, точность и внимание к деталям - художник культивирует неоднозначность восприятия, подогревая этим наше любопытство.
В честь 150-ти летия фарфоровой мануфактуры Бернардо (Bernardaud Manufacture de Porcelaine) Марлен Моке создала серию фарфоровых тарелок, на которые она переместила свою сказочную вселенную со своих холстов - странных, не от мира сего сюрреалистических персонажей - единорогов, улиток, птиц.
Она создала для Бернардо двенадцать тарелок, которые представлены теперь в лондонской галерее «Ханч оф венисон» (Haunch of Venison gallery ).
Об этой работе она пишет так:
- «Я не люблю есть в одиночестве. Я отношусь к еде очень эмоционально. Любое приглашение на ужин это удовольствие для меня, потому что я знаю, что будет общение. Поэтому, когда я приняла приглашение Бернардо, меня вдохновляло думать, что люди будут есть на моих картинах. Это было похоже на застольную беседу с человеком, который вдруг обнаружил на тарелке историю блюда».
Керамика Марлен Моке точно совпадает с ее живописью. Она повторяет свои гротескные сюжеты в керамике так же, как если бы глина была холстом, а глазури маслом.
Но по своей выразительности ее керамические работы производят еще более мощное впечатление, ибо трехмерность скульптуры и мерцающие эффекты в глазурях делают керамику Марлен более сюрреалистичной и темпераментной, чем ее живопись.
Но несмотря на все сходство и эмоциональную насыщенность работ Марлен Моке с сюжетами Иеронима Босха, ее творчество оптимистично. Ее работы наполнены энергией и жизнью, в них нет даже намека на тлен и смерть, свойственных работам Босха. Женственное начало в искусстве Марлен преобладает и поэтому оно вызывает у зрителя странные, иногда тревожные, но в целом позитивные эмоции.
Источник