Обычно мы стараемся писать о керамистах и керамических промыслах «с историей», имеющих народные корни своего происхождения и следующих многовековым традициям.
О семикаракорской художественной керамике мы решили написать, потому
что история этого художественного промысла достаточно уникальна своим свежим происхождением и довольно интересными результатами, когда за художественными керамическими работами, в сути, нового предприятия гоняются коллекционеры, что свидетельствует в какой-то степени об их высоких художественных свойствах. Итак, семикаракорская керамика.
И все-таки промысел имеет живописные традиции, нисходящие в историю. Речь идет о символизме донского казачества -духе свободы, веселья, яркости жизни и героике защитников русских границ. Все это прослеживается в живописи мастеров промысла. Яркие цветочные орнаменты, буйство красок, иногда избыточная мощность цвета, напоминающая о казачьем темпераменте и бескомпромиссности казачей натуры.
Невозможно поверить в то, что еще в 1936 году промысел выпускал кирпич и черепицу, настолько богат и разнообразен сегодняшний ассортимент семикаракорской художественной керамики. Невозможно поверить, что эта отточенная живопись, этот твердый, но в то же время, пластичный и глубокий рисунок росписи не идет от вековых традиций целой династии мастеров. Но тем не менее, это так.
- Семикаракорск - город на Дону, основанный на месте казачьей станицы Семикаракорская. Название происходит от имени казачьего атамана Семена Каракоры. Поселение известно с 8 века, как крупный промысел промышленной керамики. Станица с современным названием известна с 1672 года, а с 1845 года - уже как гончарный казацкий промысел. С 1972 года поселение имеет статус города и народного прымысла традиционного бытования.
Только в 1972 году директор предприятия
H. С. Арабский решил попробовать выпускать на производстве белые фаянсовые изделия с росписью. А уже в 1974 году, т. е. всего два года спустя, семикаракорский фаянс был признан имеющим художественную ценность и отнесен к категории изделий народных художественных промыслов.
История предприятия наглядно демонстрирует роль личности в общественно значимых событиях, когда происходит движение от обыденности к творчеству, вносящее вклад в общемировую историю культуры и искусства.
Художественный стиль Семикаракорского промысла был сформирован при участии искусствоведов МНИИ художественной промышленности. Над разработкой орнаментов и композиций работали многие известные советские художники. Сюжеты семикаракорской керамики схожи с Гжельскими - это разнообразные цветочные орнаменты с акцентом на крупном цветке, но и не только. Здесь и изображения растений донской степи, и различные бытовые сюжеты из казачьего фольклора, в стиле русских лубочных картинок.
Теперь уже можно с уверенностью сказать, что сформировано отдельное стилевое живописное направление - семикаракорская живописная техника - полихромная мазковая подглазурная роспись с использованием позолоты и металлизирования. Основная часть керамики промысла - это фаянсовая посуда с ручной подглазурной росписью и позолотой. Отдельным видом идет скульптурная керамика - фигурки казачек в традиционных костюмах, предметы различных форм: сахарницы-домики, сувенирные машинки, чайники-храмы и т. д. Не меньший интерес представляет собой скульптурное декорирование утилитарных предметов антропоморфными и зооморфными фигурками и последующая их роспись.
Так появляются пивные кружки с раками, колокольчики в виде бырынь, шкатулки-зайчики и чайники-рыбаки.
Некоторые считают семикаракорскую керамику новоделом и безвкусным кичем, но мы не согласимся с этим. Семикаракорский промысел, как всякий творческий живой организм, развивается и совершенствуется. Здесь появляются новые приемы и сюжеты.
И уже сейчас можно сказать, что керамика промысла имеет свое лицо и собственный стиль, восходящий к вековым традициям вольного донского казачества.
Источник