Мы хотим рассказать вам о Скопинском керамическом промысле, чья история является интересной с нашей точки зрения, поскольку мастера Скопина пошли дальше типовых керамических форм. Ставя пластические эксперименты с глиной, они создавали исключительные произведения искусства - скульптурные керамические изделия, что близко нам по творческому подходу и отношению к работе.
- Скопинская керамика - народный промысел в Рязанской области. Считается, что промысел был образован в 1640 году, когда впервые в переписи населения Рязанской губернии появилось имя скопинского гончара Демьяна Киреева, сына Бердникова.
Основной причиной возникновения здесь керамического промысла стали большие залежи глин в окрестностях города. Поэтому неудивительно, что с древнейших времен люди здесь использовали богатства своей земли для изготовления посуды и другой утвари из глины. Глиняная посуда в этих местах делалась еще во времена Киевской Руси.
Скопинский керамический промысел развивался, как и многие другие промыслы в мире, производя гончарную посуду для быта, а также строительные материалы - печные трубы, кирпич и черепицу. Они были такие же, как и везде - достаточно грубые предметы крестьянской утвари, утильного обжига и без глазури.
Но во второй половине XIX века в Скопине, по примеру московских мастеров, стали применять глазурь. Тогда и появилась отрасль, прославившая его далеко за пределами Рязанского края.
Скопинские керамисты тех лет отличались фантазией и поэтому появилось большое количество не совсем утилитарной утвари -
с лепниной, сложными орнаментами и подглазурной росписью.
- "Ничего равного этим произведениям русского народного искусства мы не видим среди скульптурных, посудных изделий других народов", - так писал о скопинских мастерах Александр Борисович Салтыков - крупнейший искусствовед и знаток русской художественной керамики XIX-XX века, восстанавливавший после войны гжельский промысел.
Это было оценено по всей России, поэтому спрос на керамические изделия из Скопина все время рос и промысел приобрел необычайную популярность. Сложные, почти скульптурные керамические изделия возили на праздничные ярмарки в крупнейшие города - в Москву, Рязань и Липецк. Не забывали города юга России и даже Украину.
Скопинскую керамику очень охотно покупали любители народного искусства, коллекционеры и иностранцы. Изделиями Скопинских гончаров стали пополняться крупнейшие музеи России.
Скопинские художники всегда славились богатством воображения, смелостью пластических решений и оригинальными конструкциями своих керамических изделий.
Одновременно с простыми гончарными формами делались керамические кувшины с богатой лепниной и изображением различных сюжетов: здесь и сказочные животные, рыбы, птицы, разнообразные орнаменты, былинные персонажи, фольклорные и исторические образы.
Орнаменты были рельефными и наносились штампиками и стеками по сырой глине. Виды орнаментов разнообразны, но преобладали геометрические, имеющие греческие и византийские корни. Керамика покрывалась цветными глазурями различных оттенков, в основном ангобными - серо-зелеными, коричневыми и охристыми.
Благодаря энтузиазму мастеров и таланту художников Скопинский промысел не только сохранился до наших дней, но и получил развитие. Сегодня керамика скопинских мастеров участвует во многих выставках и часто получает призовые места в различных конкурсах.
Виды и формы керамики, выпускаемых на Скопинском заводе разнообразны, как и в старину. Самые интересные и уникальные произведения, со сложной лепниной и росписью делаются художниками вручную на гончарной основе. Сегодня на предприятии действует музей керамики, где проводятся очень интересные экскурсии.
Источник