Донской монастырь - символ земной и духовной победы над врагом. Часть 1.

Jan 27, 2016 19:59




Всего 50 фото

Донской монастырь является не только одним из древнейших монастырей-крепостей Москвы, но и духовным символом победы над лютым и беспощадным врагом нашего народа. Давно я собирался написать о Донском монастыре, но только сейчас, после публикации материала об Андреевском, меня, наконец, «пробило», тем более их исторические судьбы связаны непосредственно. Кроме того, моем архиве уже были фотографии, снятые в Донском монастыре еще пару лет назад... Наверное, трудно рассказывать о подобных, очень популярных и известных памятниках истории и архитектуры, поскольку очень многие делают подобные попытки. Очевидно, я и не хотел писать о Донском монастыре поначалу, как и, к примеру, и о Царицыно, поскольку все уже о подобных объектах истории Москвы не раз написано, не раз рассказано и не раз показано. Так чем будет отличаться этот рассказ? Здесь я попробую передать свои ощущения пребывания на святой земле, где нашли свой последний приют многие славные сыны России. Как это часто бывает - ощущения перерастают в мысли, а раз есть мысли - есть и размышления. Вот мы немного и поразмышляем.

Некрополь Донского монастыря, как принято говорить, «уцелел», в отличие от подавляющего большинства своих собратьев. «Отеческих гробов» вообще осталось так мало, что захотелось проверить, что же происходит с Донским монастырем сейчас, и в каком состоянии его некрополь? - и именно сейчас, когда монастырь не так давно передан Московской патриархии, - что происходит здесь? Тем более, я бывал не раз в Донском монастыре еще в середине 70-х годов и хорошо помню свои первые впечатления. Мы прогуляемся по территории монастыря, погрузимся в его историю. Я попробую бережно смешать контекст исторических событий и свои вольные впечатления о монастыре с визуальным рядом. Все фото расположены в хронологическом порядке, как я и осматривал территорию обители. Ну, пожалуй, приступим.
Донской монастырь был основан царем Феодором Иоанновичем в честь Донской иконы Божией Матери в благодарность за избавление Москвы от крупного нашествия крымского хана Казы-Гирея в 1591 году. Монастырь возник как раз на том месте, где находился стан русских воинов, готовившихся вступить в бой с татарскими полчищами.

Сам монастырь внешне производит сильное впечатление и сейчас выглядит как неприступная крепость.
02.



Посреди стана была размещена походная церковь преподобного Сергия Радонежского, где находилась чтимая икона Божией Матери, прозванная Донской, та самая, которой Сергий Радонежский благословил великого князя Дмитрия Ивановича и его воинов на Куликовскую битву, что произошла близ берега Дона. С тех пор каждый раз, когда Москву осаждали вражеские полчища, перед ней всегда молились о победе.
03.


04.



Красные монастырские стены, с красивыми и величавыми башнями, очень похожи на стены Новодевичьего монастыря, возводились с 1686 по 1711 год на средства Якова Кириллова, сына думного дьяка Аверкия Кириллова, владевшего знаменитыми палатами на Берсеневской набережной с домовой Никольской церковью.
05.


06.



Ну, а теперь, о само́м историческом событии.

Летом 1591 года огромная крымско-татарская орда в количестве 150 тысяч человек под предводительством хана Казы-Гирея, выступила в поход на Русское царство. Русское командование решило дать генеральное сражение под стенами Москвы. Утром 4 июля 1591 года крымский хан Казы-Гирей с ордой подошел к столице. Сам хан с главными силами расположился в селе Котлы, откуда послал свои передовые отряды в бой.
07.



Крымцы напали на русские полки, стоявшие в «обозе», но ничего не смогли добиться. Татарскую конницу рассеивали ружейно-пушечным огнём, после чего дворянская конница наносила контрудары по расстроенным вражеским рядам. Уступая давлению вражеских сил, русская конница отступила под защиту полевого укрепления (гуляй-города), подставляя врага под обстрел. Это вторая версия о точном месте основания Донского монастыря, то есть - монастырь основан на месте нахождения гуляй-города во время битвы.

Гуляй-город, иногда град-обоз - передвижное (мобильное) полевое укрепление в XV - XVIII веках. Представлял собой комплекс прочных телег, оснащённых большими щитами.



Бой прекратился с закатом солнца. Ночью русские воеводы из «обоза» отправили 3-тысячный конный отряд Василия Янова в атаку на ханский лагерь в селе Коломенском. Встревоженный русским нападением и пушечной стрельбой, крымский хан 6 июля начал спешное отступление от русской столицы на Серпухов, под которым переправился через реку Оку и продолжил свое отступление. Крымцы бежали, бросив большую часть обоза. Русские конные отряды бросились преследовать отступающего противника, настигли его у Серпухова на Оке и гнали до Тулы, истребляя и взяв в плен сотни крымцев. Отдельные татарские «загоны», отделившиеся от главных сил, были разгромлены в окрестностях Тулы, Михайлова и Пронска. Русские конные отряды были посланы в погоню за отступающей и деморализованной крымской ордой.
08.



В последних боях с русскими в «Поле» был ранен сам хан Казы-Гирей, кроме того были ранены царевичи Сафа Гирей и Бахти Гирей, племянники хана. Вскоре после похода Сафа Гирай скончался. Хан, однако, сумел сохранить и привести треть своей армии в Крым. Ночью 2 августа Газы-Гирей прибыл в Бахчисарай.
09.



Кстати, Андреевский монастырь, что у Воробьевых гор, был основан в честь этого самого «бегства» Казы-Гирея на месте, ситуационно расположенном примерно посередине между станами русских и крымских войск перед решающей битвой. И, хотя, некоторые данные, послужившие основанием для выбора места расположения Донского монастыря из разных источников на первый взгляд не совпадают - это уже не очень важно, а важно то, что Донской и Андреевский монастыри напоминают нам о победе русского народа над смертельным врагом и являются как памятниками так и символами этой победы.
10.



Донской монастырь немало повидал на своем веку. Его грабили и разоряли и в Смутное время, и в Отечественную войну 1812 года, и после революции.
11.


Первое упоминание о новой колокольне монастыря относятся к марту 1730 года, когда архимандрит Илларион обратился к Императрице Анне Иоанновне с просьбой о выделении средств на строительство колокольни и церкви над западными воротами. Однако Анна Иоанновна не ответила на просьбу архимандрита и пришлось собирать средства «на колокольное строение» у богатых прихожан.
12.



Западные ворота с надвратной колокольней были построены на месте ранее существовавших. Ворота начали строить по проекту А.И. Трезини под наблюдением архитектора И.И. Шейдена в 1735 году. Возведение колокольни над воротами продолжили по проекту архитектора Д.В. Ухтомского в 1750-1753 годах, которому были заплачены деньги за проект. Фактическим строителем колокольни был его ученик Алексей Петрович Евлашев.
13.



В 1755 году в нижнем ярусе колокольни был освящен храм во имя преподобных Захарии и Елизаветы, упраздненный при Екатерине II. В основании ворот по обе стороны от проездной арки в сводчатых помещениях были квартиры учителей духовного училища и служащих цензурного комитета, который размещался в монастыре с 1799  до 1827 года.
14.



В 1980-е годы Музеем архитектуры проведена комплексная реставрация западных ворот с церковью-колокольней. Фасады здания получили первоначальный облик барочной постройки середины XVIII века. Однако полная отделка фасадов из-за отсутствия средств не была  закончена.
15.


16.



Сейчас мы уже находимся во внутреннем дворе монастыря.
17.



Определенно, - дух захватывает при виде Большого собора в честь Донской иконы Божией Матери в Донском монастыре. Тебе как будто становится легче дышать, напряжение отпускает и со всех сторон окутывает непривычное спокойствие и полное умиртворение.

В благодарность за услышанную молитву и чудесную помощь Феодор Иоаннович поставил на месте стана в том же 1591 году собор и поместил туда Донскую икону. Возможно, что собор Донской иконы Божией Матери в 1591-1593 гг. возводил московский зодчий Федор Конь, строитель стены Белого города.

Почти через сто лет рядом с ним иждивением сестры Петра I царевны Екатерины Алексеевны был построен новый собор Донской иконы Божией Матери, гораздо больший по размерам и оттого прозванный "Большим", а первый стал называться "Малым". Мы еще увидим их.
18.



Красавец, не правда ли!?

Охранник, что на фото ниже, увидевший меня с фотоаппаратом выбежал навстречу и объявил, снимать можно только с благословления. Выяснив, что благословение стоит 200 руб - я его получил в виде невзрачной серой бумажки..., для этого, правда, пришлось вернуться к западным вратам, где за это "благословение" принимали деньги.
19.



Здесь, слева от входа в монастырь принимается "денежка" за благословение к фотосъемке)
20.



Большой собор Донского монастыря является главным храмом обители. Строительство нового храма во имя иконы Донской Божией Матери было начато при архимандрите Никоне по обету царевны Екатерины Алексеевны при участии ее сестры царевны Софьи Алексеевны. Строительство храма началось в 1683 году и продолжалось до 1686 года, к этому времени храм возвели до глав. В 1692 году при наместнике монастыря архимандрите Антонии строительство продолжилось. Одновременно в Посольском приказе начались работы по изготовлению иконостаса. 21 августа 1698 года новый собор был освящен митрополитом Сарским и Подонским Тихоном.21.



Работы по благоукрашению храма велись и в начале XVIII века. В 1703 году в киотах на фасаде храма были написаны иконы, а наличники и карнизы расписаны растительным орнаментом, хорошо выделявшемся на светлом фоне стен. В 1750 году на средства атамана войска Донского Даниила Ефремова были позолочены все главы нового собора, в таком виде они сохранялись до 1802 года. В 1752 году на средства купца Кузьмы Антоновича Замятина были устроены в храме чугунные полы, существующие в настоящее время.22.



В 1812 году Большой собор, как и весь монастырь, был разорен французскими войсками. Работы по восстановлению храмов начали сразу после ухода неприятеля. Большие средства на восстановление Донского монастыря пожертвовало донское казачество.
23.



В подклете Большого собора в 1712-1714 гг. был устроен Сретенский храм, возведенный одновременно с основным объемом храма как крипта (усыпальница) для захоронения церковнослужителей. Вход в крипту был по внутристенной лестнице из алтаря собора. Основание храма связано с семейными захоронениями представителей рода имеретинского царя Арчила Багратиони.  В 1705 году наместником Донского монастыря стал архимандрит Лаврентий (Габашвили) и его назначение способствовало укреплению русско-грузинских отношений. В 1711 году в крипте Большого собора был захоронен царевич Александр, сын царя Арчила и один из сподвижников царя Петра в деле становления русской артиллерии. Здесь же в крипте перезахоронили еще двух сыновей царя Арчила - Давида, скончавшегося в 1688 году, и Мамуку, скончавшегося в 1693 году, ранее захороненных в Новодевичьем монастыре.
24.


Храм во имя Сретения Господня был освящен 24 сентября 1712 года. Спустя год в храме похоронили самого Арчила. Его дочь Дарья Арчиловна на протяжении многих лет делала пожертвования на украшение царской усыпальницы и Нового собора. Над гробницами царственных особ были размещены иконы в богатых окладах. Здесь же у внутренней лестницы в был похоронен архимандрит Лаврентий.

Помимо царя Арчила и членов его семьи, в храме похоронены царевичи и князья грузинские, представители других грузинских родов, лица из грузинского и греческого духовенства. В 1985-1986 годах в храме были проведены археологические раскопки и реставрационные работы. Археологи восстановили места захоронений лиц царской фамилии, над ними были установлены надгробные плиты с надписями на двух языках. В настоящее время Сретенский храм был восстановлен и освящен  в 2013 году.25.


26.



Надо сказать, что отношение к съемкам в Донском монастыре было в целом позитивным, чего не скажешь, к примеру, о Перервинском, где я встретил фактически непремлимое и враждебное к себе отношение как человеку с фотокамерой. К слову говоря, вот эту часть территории монастыря (на фото ниже), левее от Большого собора "фотографировать вообще нельзя" со слов того же охранника) Но, нам то, всё можно...)
27.



В 1713-1714 гг. над Северными вратами монастыря была построена Надвратная церковь Тихвинской иконы Божией Матери, а к 1753 году завершилось устройство прекрасной колокольни над Западными вратами, служащими в наши дни главным входом в обитель. Внутреннее пространство храма Тихвинской иконы Божией Матери в настоящее время находится на стадии отделки и благоукрашения. Службы здесь совершаются несколько раз в год.
28.



Это Церковь святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, построена на месте бывших братских огородов в 1997 г.
29.


Святой патриарх Тихон провел в Донском монастыре большую часть своего заключения, перенося клевету и травлю со стороны большевиков и "обновленцев". В двух тесных кельях он жил почти до самой смерти и 7 апреля 1925 года скончался в больнице на Остоженке с последними словами: "Ночь будет темная, долгая... Долгая..."
30.



В 1989 году во время ремонта Малого собора был обнаружен гроб с нетленными мощами патриарха Тихона. В том же году он был причислен к лику святых Русской Православной Церкви. Его св. мощи положены в раке в Большом соборе Донского монастыря.
31.

32.



Церковь св. великомученика Георгия Победоносца (2000 г.). Построена на месте бывших братских огородов в 2000 г.33.


34.



Двухъярусная церковь святителя Иоанна Златоуста с нижним храмом святой великомученицы Екатерины была построена в 1888-1891 гг. как усыпальница семьи Первушиных и освящена по именинам главы семейства купца первой гильдии Ивана Первушина. В советское время в церкви размещалась фототека и фонды Музея Архитектуры.
Архитектор, скульптор, реставратор: А. Венсан.

Богослужения в этом храме весьма редки - по сложившейся монастырской традиции служба здесь совершается не каждый день, а лишь в дни престольных праздников. В нижнем храме в настоящее время располагается реставрационная мастерская Донского монастыря.35.



Архимандритские покои (Настоятельские покои, 1745-1750 гг.). Дом настоятеля в Донском монастыре - небольшой двухэтажный домик довольно скромной архитектуры, но он примечателен тем, что в истории его строительства отразились особенности московской архитектуры конца XVIII века. Дом является хорошо сохранившимся образцом жилого дома Москвы, в которой почти не осталось домов этого периода, которые бы не подвергались перестройкам.
36.


37.


38.



Церковь во имя прп. Иоанна Лествичника построена в 1896-1897 гг. на средства генерал-майора И.Ф. Терещенко первоначально как часовня-усыпальница для его семьи; в 1898 г. переоборудована в церковь.
39.


Небольшой храм сооружен в русском стиле: центральный шатровый восьмерик фланкирован 4 меньшими подобными объемами, расположенными по сторонам света, диагональные углы основного объема оформлены бочками. Реставрация 1991-1992 гг. вернула церкви первозданный облик; был выполнен новый иконостас.40.



Донской монастырь часто называют "архитектурным кладбищем". В советское время ему пришлось укрывать в своих стенах не только человеческий прах, но и хоронить погибшую Москву. С 1934 года в монастыре находился музей русской архитектуры, и в него привозили фрагменты уничтоженных памятников старины, чтобы сохранить хотя бы напоминание о разрушенном городе. В восточной стене монастыря помещены горельефы храма Христа Спасителя, в северной - наличники Сухаревой башни и церкви Успения Божией матери на Покровке.

В восточной части крепостной стены Донского монастыря расположены шесть мраморных горельефов с Храма Христа Спасителя, уцелевших после его уничтожения. Темами скульптурных композиций являются библейские и исторические сюжеты, посвященные военным победам и борьбе с поработителями. Эти шедевры созданы скульптором А.В. Логановским 1847-1849 г.г.
41.

42.



Посещение Дмитрием Донским Сергия Радонежского перед походом против татар в 1380 году.
43.


44.



Мариам - библейская героиня, воспевающая победу своего народа над врагами.
45.



Встреча Давида, победившего Голиафа.
46.



Воин Георгий
47.



Мельхиседек встречает Авраама с плененными им царями.
48.


49.


50.



В 1936 году в Донской монастырь привезли разобранные Триумфальные Ворота, стоявшие на площади Брестского (Белорусского) вокзала. Только через тридцать лет их вновь собрали и установили на Кутузовском проспекте в 1967 году.

Продолжение во второй части

Источники:

Сайт pravoslavie.ru
Официальный сайт Донского монастыря donskoi.org
Википедия о Крымском походе на Москву Казы-Гирея в 1591 году.

© Vladimir d’Ar

Часть вторая

Монастырь, Храм, 77 Москва

Previous post Next post
Up