Фото: Nikolay Gyngazov/GlobalLookPress
В программе "Дежурный по редакции" на Царьграде исполнительный директор НП "ЖКХ Контроль" Светлана Разворотнева объяснила, почему в регионах России порой плата за жилищно-коммунальные услуги отличается в разы и почему тарифы становятся заоблачными.
На днях глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев заявил, что намерен навести порядок в сфере ЖКХ и разобраться с тарифами, которые значительно превышают, по его мнению, себестоимость предоставляемых услуг.
По его словам, коммунальщики на собранные деньги содержат свои рестораны, дома отдыха и охотничьи заимки, в то время как люди должны платить ни за что.
Гость программы
"Дежурный по редакции" - исполнительный директор НП "ЖКХ Контроль" Светлана Разворотнева - заметила, что отчасти претензии Артемьева адресованы его же подчинённым, поскольку региональные управления ФАС согласовывают тарифы ЖКХ.
Что касается того факта, что размер платы разнится в зависимости не только от региона, но даже от улицы, Развортнева отметила, что законодательство, разработанное для регулирования тарифов, содержит сейчас очень много норм, далеко не все из которых применяются на практике.
"Тарифы повсеместно растут, но никто не стремится посмотреть вглубь - государство смотрит только на то, на сколько повышается тариф, но никто не задаётся вопросом, а какова реальная себестоимость предоставляемых услуг: сколько стоит вода конкретно в этом регионе, во сколько обходится тепло и так далее", - поясняет свою мысль Разворотнева.
Она приводит пример: котельная, работающая на газе, обходится дешевле угольной, однако это не всегда отражается в тарифе.
"Но в основном мы переплачиваем за объёмы. К примеру, нам поставляют столько тепла, сколько нам не нужно, но мы всё равно платим. Вся система на самом деле неэффективна. Мы переплачиваем за протечки труб, за воровство. Мы не стараемся сделать наш дом умным, не повышаем уровень эффективности его содержания", - сетует эксперт.
Разворотнева напоминает о ФЗ № 261, согласно которому управляющие компании и ресурсники должны обеспечивать мероприятия по энергоэффективности, рассказывать о них собственникам.
"Но никто не интересуется этим. Сейчас, если проводим ремонт с повышением энергоэффективности в доме, то можно претендовать на субсидию от государства. Но людям надо потратить полжизни, чтобы разобраться в этих тонкостях", - говорит Разворотнева.
По её словам, чиновники также не всегда сдерживают свои обещания: приборы учёта должны были стоять в каждом доме к 2012 году, но некоторые до сих пор оплачивают воду по каким-то нормам.
"Органы местного самоуправления должны этим заниматься, но у них нет и компетенций, и возможности привлечь инвесторов. Попытаться спасти ситуацию за счёт движения в пользу льгот для отдельных социальных категорий, я считаю, бесперспективно. Есть жилищные субсидии, которые выдаются строго в зависимости от уровня дохода, и их могли бы объединить в строгую единую систему. Потому что отдельные льготы не всегда уходят по адресу. Грубо говоря, их получают иногда вовсе не те, кто нуждается", - говорит Разворотнева.
Она уверена, что при таком "дико неэффективном хозяйстве" России нужна новая государственная программа по модернизации структуры ЖКХ.
источник