Отношение к смертной казни - лакмусовая бумажка, наглядно иллюстрирующая здоровье общества. В 2019 г. вопрос о возвращении смертной казни как одного из методов наказания преступников поднимался неоднократно, но своего апогея споры о гуманности убийства, хоть и преступника, но все же человека, достигли в октябре-ноябре. Является ли это формируемым СМИ «общественным мнением» или эмоциональным взрывом россиян, которые разуверились в справедливости слишком гуманного наказания по отношению к лицам, совершившим особо жестокие преступления? Постараемся разобраться в этом вопросе.
В октябре практически каждую неделю жители России узнавали о чрезвычайно жестоких убийствах. В начале месяца в Саратове ранее судимый за разбой, изнасилование и кражи 35-летний Михаил Туватин убил 9-летнюю девочку только за то, что она поинтересовалась, принадлежит ли ему гараж, в который он собирается проникнуть.
25 октября солдат-срочник
Рамиль Шамсутдинов лишил жизни 8-ми сослуживцев и ранил двоих военнослужащих. По признанию самого подозреваемого, каждого добивал выстрелом в голову. О содеянном он не сожалеет.
27 октября в Забайкалье четверо подростков 15-16 лет до смерти забили 40-летнего мужчину, а его жену изнасиловали кочергой и бутылкой. Двое из этих подростков уже были судимы, но «они же дети», поэтому суд был предельно гуманным. Учитывая, что «дети» не достигли 18-летнего возраста, очередное максимальное наказание для них будет до 10 лет колонии. То есть в 20-25 лет они снова будут радоваться жизни и свободе.
31 октября в Нарьян-Маре хронический 39-летний алкоголик Денис Позднеев, «услышав голоса», которые утверждали, что, лишив жизни невинного ребенка, он получит вечную жизнь и богатство, пробрался в детский сад и зарезал спящего 6-летнего мальчика. Справка о лечении в наркодиспансере может стать для подсудимого счастливым лотерейным билетом: его признают невменяемым и отправят на 2-3 года в «дурдом».
И наконец историк-патрошитель из Санкт-Петербурга, который расчленил свою аспирантку и попытался избавиться от частей тела, утопив из в водоемах. Правда, в отличие от всех предыдущих подозреваемых, доцент Олег Соколов вначале «раскаялся в содеянном», но затем по наставлению адвоката стал утверждать, что только защищался от напавшей на него с ножом девушки.
Это только те резонансные дела, которые стали известны благодаря СМИ. А сколько еще «незаметных», «бытовых», «нераскрытых», «недоказанных»?
На этом фоне логичным выглядит заявление лидера фракции «Справедливая Россия» Сергея Миронова о его намерении внести в Госдуму законопроект о частичной отмене моратория на смертную казнь.
К истории вопроса
Одним из главных условий вступления Российской Федерации в Совет Европы была отмена смертной казни. В 1996 г. подписан Протокол № 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Однако Госдума до настоящего времени этот документ не ратифицировала и формально Ст. 59 (исключительная мера наказания может быть установлена за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь) входит в УК РФ. В 1999 Конституционный суд дал следующее разъяснение: «Тот факт, что Протокол № 6 до сих пор не ратифицирован, в контексте сложившихся правовых реалий не препятствует признанию его существенным элементом правового регулирования права на жизнь. С 1997 года смертная казнь применяться не может, то есть наказание в виде смертной казни не должно ни назначаться, ни исполняться».
Однако современные реалии подталкивают к пересмотру взятых государством обязательств. Так, председатель СК РФ А. Бастрыкин в лекции студентам заявил, что отмена моратория на смертную казнь возможна, если будет проведен референдум и большинством голосов будет признана необходимость данного наказания в исключительных случаях и только за особо тяжкие преступления.
Общественное мнение отражено на странице «ВКонтакте» ГД РФ. Респондентам предлагалось ответить на вопрос: «Нужно ли вернуть смертную казнь для убийц детей и педофилов?» 79% пользователей поддержали высшую меру как один из методов наказания. Кроме того, в комментариях отмечалось, что тюрьма исправить серийных убийц и насильников не может, а граждане не желают долгие годы содержать на свои деньги таких преступников. Государству, как отметил замдиректора ФСИН В. Максименко, каждый «пожизненник» обходится в 60 000 рублей ежегодно.
Риск обвинения невиновного как главное препятствие введения смертной казни
Глава корпоративно-правового блока Европейской юридической службы В. Анников считает, что вопрос лежит не только в моральной плоскости (убийство ради правосудия), но и в правосудной. Известны случаи, когда лишали жизни невиновных людей, а то, что приговор был несправедливым, выяснялось лишь через годы.
По сообщению «Известий», противником смертной казни являются многие видные политики. Спикер Совета Федерации В. Матвиенко не допускает, «чтобы лишать жизни людей». Пресс-секретарь Президента РФ Д. Песков отмечает, что вопрос введения сметной казни Кремлем не обсуждается.
Каковы перспективы отмены моратория?
Вопрос о смертной казни - это тот случай, когда общественное мнение противопоставляется мнению правительства и адвокатского корпуса. Председатель президиума Московской коллегии адвокатов Ю. Константинов допускает применение смертной казни лишь при высоком уровне развития общества:«Сейчас я категорически против. При нынешнем качестве следствия мы не можем быть уверены в том, что тот, кто сидит на скамье подсудимых, действительно виноват». Адвокат Д. Заринский указывает на обязательства России перед мировым сообществом: «Введение смертной казни только ухудшит положение России на международной арене».
Пристальное внимание СМИ к проблеме ужесточения наказания за особо тяжкие преступления - это возможность, что называется, «выпустить пар», дать волю эмоциям после очередного резонансного преступления. Дискуссия продолжается с 2015 г., однако власти старательно не замечают назревшую ситуацию.
&utm_medium=email&utm_source=NotiSend">источник