Москва осознала: Тихоокеанский рубеж России почти беззащитен

Sep 05, 2019 13:28

Все, что способны делать наши корабелы, приказано срочно гнать на Дальний Восток. Но этого уже мало



На фото: ракетный подводный крейсер стратегического назначения (РПКСН) «Владимир Мономах» (Фото: Лев Федосеев/ТАСС)

Очень похоже, что Генеральный штаб Вооруженных сил РФ в организации обороны нашего Дальнего Востока в последние десятилетия свалял очередного крупного дурака. Не привыкать, однако... Во всяком случае, в том, что касается расстановки приоритетов в распределении новых вооружений между флотами.



Война в Сирии и мощное и многолетнее нагнетание натовцами военно-политической ситуации вокруг Калининградской области заставляло все немногое, что сегодня в состоянии производить российские верфи, гнать исключительно в юго-западном и северо-западном направлениях - в Севастополь и Балтийск. Тихоокеанскому флоту долгие годы не доставалось вообще ничего. Его корабельная группировка на глазах ржавела и становилась все более хилой. Результат? Ее потенциал давно уже не идет ни в какое сравнение не только с боевыми возможностями ВМС США и Китая на Тихом океане, но в неядерных вооружениях серьезно уступает даже Японии.

Зато сейчас в этом деле - просто радикальные перемены. Война в Сирии далека от завершения, НАТО впритык к Калининграду ставит все новые военные базы, но сегодня кораблестроители и Калининграда, и Санкт-Петербурга, и Северодвинска (о дальневосточных верфях и говорить не приходится) работают почти исключительно на укрепление Тихоокеанского флота. Тому появилась масса доказательств.

Самое свежее - внезапное решение Министерства обороны и Генштаба ВС РФ об отправке новейшего атомного ракетного подводного крейсера стратегического назначения «Князь Олег» (проект 955А «Борей-А» с 16 твердотопливными межконтинентальными баллистическими ракетами «Булава») вместо Северного флота, на котором и формировали экипаж, на Камчатку. Путь к причалу в Вилючинске «Князю Олегу» предстоит преодолеть подо льдами Арктики. И далее - через Берингов пролив. Где уже стоят два других вполне «свеженьких» «Борея» - «Александр Невский» и «Владимир Мономах».

Практически тем же курсом, только, естественно, в надводном положении, напролом через арктические льды, на Тихий океан вот-вот отправится из Санкт-Петербурга заканчивающий программу испытаний «Гремящий» - первый и пока единственный наш корвет проекта 20385, оснащенный высокоточными крылатыми ракетами «Калибр». С этим кораблем практически та же история, что и с «Князем Олегом». Еще пару лет назад считалось, что «Гремящий» очень пригодится Северному флоту. Поэтому экипаж набирали там же. Но вот Россию сильно припекло на Дальнем Востоке. И «Гремящему» велено поскорее забыть о Заполярье и мчаться во Владивосток. Потому что на сегодня ни единого корабля с отлично зарекомендовавшими себя «Калибрами» Тихоокеанский флот (в отличие от трех других и даже - от Каспийской флотилии) не имеет.

Той же идее - поскорее обзавестись самым современным высокоточным оружием на Дальнем Востоке, подчинено и спешное строительство на «Северной верфи» в Питере серии из шести дизель-электрических подводных лодок проекта 636.3 типа «Варшавянка». Первая из них («Петропавловск-Камчатский») уже проходит испытания на Балтике. И скоро тоже отправится в дальний поход. Только точно не через Арктику, а в сопровождении буксиров вокруг сначала почти всей Европы, а потом и всей Азии. Через льды даже за ледоколами это было бы чересчур рискованным предприятием. Через Атлантический и Индийский океаны в Тихий - хоть и гораздо дальше, зато надежнее для таких субмарин.

Смотрим далее. Все, что строит сегодня Россия в классе десантных кораблей - тройка БДК проекта 11711 типа «Иван Грен». Все - на заводе «Янтарь» в Калининграде. И уже решено по готовности хотя бы два («Владимир Андреев» и «Василий Трушин») к 2024 году передавать Тихоокеанскому флоту. Но по тому, как дело идет, не исключено, что еще раньше туда же отправится и год назад спущенный на воду «Петр Моргунов». Хотя пока им собираются пополнить 121-ю бригаду десантных кораблей Северного флота.

Безусловно, куда практичней было бы строить эти и другие боевые корабли для ТОФ на наших дальневосточных верфях. Увы… Эти верфи, некогда строившие даже эсминцы и атомные подводные лодки, нынешнее десятилетие встретили в коматозном состоянии. В итоге крошечный, в сущности, корабль (полное водоизмещение 2200 тонн) - первый ракетный корвет проекта 20380 под ироничным для данной ситуации названием «Совершенный», Амурский судостроительный завод строил с печальным для России мировым рекордом в одиннадцать лет. И с горем пополам спихнул флоту с большими недоделками. Попутно в процессе работ практически удвоив стоимость этой своей услуги Минобороны РФ.

Тем не менее, именно АСЗ от безысходности Москва доверила строительство серии сразу из шести таких корветов для тихоокеанцев. Не все же из гонять новостройки на Дальний Восток из Питера?

Дело на заводе, вроде бы, налаживается. Но крайне медленно. Так, корвет «Громкий», вступивший в состав ТОФа в декабре прошлого года, возводили хоть и не столь долго, как «Совершенного», но все равно крайне неторопливо по меркам современного кораблестроения - пять лет и три месяца. На работу над корветами «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов» и «Резкий» отведено тоже немало - минимум по четыре года. Но они, заложенные соответственно в 2015 и 2016 годах, пока даже не спущены на воду.

Мало того. Все тому же практически загнанному нашими многолетними «реформами» АСЗ поручено одновременно со строительством корветов приступить и к работе над другой серией - малых ракетных кораблей проекта 22800 типа «Каракурт». По восемь ракет «Калибр» на каждом.

Первые два «Каракурта» (им уже присвоены имена «Удомля» и «Ржев») минувшим летом уже заложены на стапелях. Но вот заложенные в планы сроки сдачи этих МРК просто удручают - 2026 год. Целых семь лет! Соседний Китай, видимо, помирает со смеху. Там первый авианосец «Шаньдун» (тип 001А) начали делать в ноябре 2013 года, а спустили на воду в апреле 2017-го. Всего за четыре с половиной года. В 2020 его собираются сдать ВМС НОАК. И сдадут, не сомневаюсь. Нам к тому времени хотя бы корпусные работы на в десятки раз меньших «Удомле» и «Ржеве» закончить.

Словом, на долго пребывавший «на задворках империи» Тихоокеанский флот Россия сегодня бросает все, что может. Даже оттуда, где производственные процессы едва теплятся. Как на пожар. Логично предположить, что именно близкий пожар Москва в тех краях и прогнозирует. Какой же?

Вряд ли это российско-японский конфликт за Курильские острова. Все же даже с учетом нашей нынешней военной слабости на Дальнем Востоке открытое нападение на ядерную державу со стороны не забывшей Второй мировой войны Японии - это фантастика. А вот о возможной скорой схватке США и Китая за Тихий океан во всем мире говорят со все возрастающей тревогой. Вряд ли случайно министр обороны КНР Вэй Фэнхэ счел необходимым в ноябре прошлого года предупредить Вашингтон: «Противостояние и столкновение армий двух стран станет бедствием не только для Китая и США, но и для всего мира. Китайские войска будут твёрдо защищать национальный суверенитет и территориальную целостность родины, а также интересы её развития».

А вот взгляд, так сказать, с другого берега. Американский генерал Бен Ходжес, экс-командующий вооруженными силами США в Европе, считает, что война в этих водах возможна уже через 10−15 лет. В 2018 году он заявил: «Я думаю, через 15 лет мы будем находиться в состоянии войны с Китаем. Это не неизбежность, но шансы очень высоки. У США нет возможности справляться со всеми своими задачами в Европе и одновременно сдерживать китайскую угрозу в Тихом океане».

На столь высоком уровне такими словами бросаться не принято. Такое политики и многозвездные генералы говорят лишь тогда, когда гроза действительно у порога.

Вполне естественно, что Россия не может совсем уж безучастно наблюдать за словесной пока схваткой двух военно-политических гигантов. И хотела бы, чтобы и ее интересы были учтены. Но это возможно только в случае, если подобные пожелания подкреплены реальной военной силой. А вот с ней-то у нас на Дальнем Востоке пока плоховато. Слишком все запущено. Поэтому Москва и делает экстренные, хотя и явно запоздалые попытки хоть как-то изменить соотношение боевых потенциалов на Тихом океане.

Увы, пока эти наши попытки мало кого впечатляют. К примеру, американский журнал The National Interest снисходительно, но справедливо полагает, что российской ВМФ находится в слишком большой зависимости «от устарелых верфей, которые в состоянии надежно производить только малые корабли… В ходе своей трансформации российский Военно-морской флот по большинству показателей отстает от Военно-морских сил США и Китая… Американский военный флот имеет на вооружении около 12 тысяч наступательных ракет. Китайские корабли способны взять на борт в общей сложности 5200 ракет. Российский военный флот - всего 3300 ракет. И это количество может еще сократиться по мере того, как большие, старые боевые корабли будут списываться, а их место будут занимать меньшие по размеру корабли».

В общем, грустно все это. Чтобы угробить свой флот достаточно считанных лет разрушительных реформ. На полноправное возвращение в океаны иногда и столетий мало. Кто не верит - посмотрите хотя бы на Британию или Испанию.

источник

развал российской армии, военно-морской флот

Previous post Next post
Up