Война символов...

Aug 24, 2019 13:20

... как война смыслов

За двадцать пять лет власти, класс компрадорского капитала ничего не создал - вообще ничего. Маниакальное желание плевать в прошлое, сеять раздор, для него детерминирован моральным банкротством. В отсутствии достойной модели мира, мораль буржуазии ограничена банальным социал-дарвинизмом.



«Здесь, в июне 1812 года, Наполеон с 300-тысячным войском вошел в Россию»

(мемориальная табличка)

«Здесь, в ноябре 1812 года, Наполеон с 30-тысячным войском вышел из России»

(надпись на обратной стороне мемориальной таблички)

Мысль, что памятники различных времен и народов вступили в конфликт, пришла на ум, многим. Социальные науки склоняются к тому, что причиной кризис сознания современного человека, непоспевание биологического индивида за производительными силами, отсюда, мол, и бунт против общества, отсюда и эскапизм - побег от действительности в растительную жизнь. В некоторой степени это так, но при этом надо понимать, что мы являемся современниками глобального кризиса особого свойства, где капитализм уже не способен управлять социальными отношениями на планете, а общественное сознание еще не способно предложить принципиально новое общественное устройство. Альтернативу общественного развития в форме русского социализма, капитализм расчетливо уничтожил, и от диалога с побежденным, отказался. Горе - побежденным, сказал капитализм.  В силу данных условий противоречия в русском мира оказались наиболее выразительны.



А что же, памятники? Сами по себе, в физическом выражении они значения не имеют и являются не более чем грудой метала, камня или бетона. Эти материалы с успехом могли бы стать электрическим кабелем или стенкой в новом здании. Памятник, будь он хоть чижику-пыжику, является материальным воплощением заложенного в него символа. Памятник - есть отражение доминирующих идей общества.

Красная цивилизация - была и остается явлением светского христианства, а потому памятники ее монументальны и величественны, как памятник Христу-искупителю. Насекомые паразитарного класса источили памятники исполина.  В годы буржуазной Реакции штурмовики сносили здания и дворцы, срубали росписи в метро, замазывали лики героев, уничтожали памятники и мемориальные таблички. Никто не забыл Вальпургиеву ночь на Лубянке?



С восторженностью мародеров, ошалевший от легкой победы класс, уже на второй день после погрома принялся устанавливать свои символы и, что?  Вся деятельность буржуазных культуртрегеров легко поместилась в жаргонное понятие - «по приколу». По приколу в стране ставили памятники табуретке, букве Ё, плавленому сырку «Дружба», соленому огурцу, пельменю, пьяному сантехнику, деревянному рублю, тамбовскому волку и прочему, прочему культурному мусору. Если буржуазия возводил памятники не народному гению, а табуретке, какого будущего она для них ожидает?!

В этот период, культурное пространство России было порабощено инородной моралью с присущей ей абстрактным гуманизмом -  с разговорами о дороге к храму, о слезе ребенка. Но, скажем, реальное, не вымышленное рабство ХХ века, старый-новый класс совсем не интересовало, этот социальный порок не являлся объектом ни культурной, ни нравственной рефлексии. Вот памятник огурцу - это здорово это прикольно.  Двадцать лет, ничем и никем не ограниченная буржуазия, глумилась над культурой России и вот - наступил предел.

В этом мире - всё промыслительно и начало к изменениям было положено двумя, явно нерядовыми событиями. Вначале, при реставрации Кремля были обнаружены замурованные Надвратные иконы кремлевских башен. Затем, при реставрации ВДНХ была обнаружен гигантский горельеф "Советскому народу, знаменосцу мира - слава!", созданный Евгением Вучетичем. И первое и, второе, вспыхнули символами эпохи нового Возрождения.

Буржуазия, вне сомнения, почувствовала тектонические удары чуждых ей смыслов, поскольку и незамутненное Христианство и, мир Красной цивилизации, представляют для нее равновеликую угрозу. Компрадорский класс понял - хватит забавляться, грядет время великого противостояния. И вместо садово-дачной скульптурной эстетики, буржуазия устремилась в смыслообразование.  Сегодня мы наблюдаем несколько буржуазных феноменов:

1.                      Символьная идеология в форме пиар-акции. К таковой можно отнести истеричный по форме и провокационный по сути пропагандистский трюк этого лета, с вывешиванием на домах табличек с фамилиями осужденных в 30-е годы. При приближении стало очевидно акция проводилась на деньги крупного капитала и одномоментно по всей стране. Это значит, что олигархия, почуяла угрозу и вновь прибегла к испытанному приему. Однако времена изменились и практически все таблички были сорваны горожанами уже на следующий день.

2.                      Циничное установление памятников как-бы культурного назначения, но которые более чем наглядно демонстрирую эстетику разложения. В качестве примера можно привести памятник «Идиоту Чехову» в Омске и скульптурную группу «Шолохов в лодке и отрубленные лошадиные головы», на Гоголевском бульваре в Москве.

3.                      Возведение памятников и сооружений с целью демонстрации классового превосходства и безнаказанности. В первую очередь сюда следует отнести глумливое эстетическое доминирование: Петр Первый на Москва-реке, тот же персонаж в Петропавловской крепости, помпезная, позолоченная могила А. Собчака в Александро-Невской лавре с двумя линиями укреплений и охраной. Архитектурное доминирование буржуазной эклектики: Московское сити и «Кукурузина» в Петрограде. И, конечно же, доминирование идеологическое, проявленное через возведение моральных монстров «Ельцин-центра» в Екатеринбурге или «Дома Солженицына» в центре Москвы.

За двадцать пять лет власти, класс компрадорского капитала ничего не создал - вообще ничего. Маниакальное желание плевать в прошлое, сеять раздор, для него детерминирован моральным банкротством. В отсутствии достойной модели мира, мораль буржуазии ограничена банальным социал-дарвинизмом, а действия приобретают спонтанный, порой не мотивированный характер. По мере того, как общество возвращает весомые символы, объединяющие народ общей идеей справедливого мироустройства, буржуазия вытаскивает на свои знамена черт знает, что - Маннергейма, Колчака, Ельцина, Гайдара и памятник всем порокам. От правящего класса сегодня можно ожидать самых неожиданных действий. Это агония.

Скажи мне, кому ты ставишь памятник и, я скажу, кто ты.  Общество перешло в новую и важную стадию своего развития, когда, не имея других возможностей влиять на правящий класс, сопротивление перешло на уровень смыслов. Смыслы, именно смыслы первыми вступили в непримиримую схватку и пока за одними опыт великих цивилизаций, за другими чижики-пыжики и табуретки.

источник

капитализм, культура, социализм, памятники

Previous post Next post
Up