В кооперации Россия-Иран «Герани» - далеко не главное, что заставляет нервничать «западных партнёров

Dec 30, 2022 01:27

Придется, как завещал Жириновский, мыть сапоги в Индийском океане...

В то время как в разговорах о дружбе России и Ирана преобладает тема ударных беспилотников и других систем вооружения, которыми могли бы обмениваться страны. Включая и технологии связанные с их производством и модернизацией. На самом деле существует куда более серьёзная тема, от которой в Вашингтоне сильно нервничают.





Несмотря на буквально тысячи санкций Россия и Иран инвестируют около 1,5 трлн рублей для строительства нового трансконтинентального торгового маршрута. От восточной окраины Европы до Индийского океана коридор протяженностью 3000 километров, недоступный для любого вмешательства со стороны стран «коллективного запада».
Страны тратят большие деньги на ускорение доставки грузов по рекам и железным дорогам, связанным Каспийским морем. Данные отслеживания судов показывают, что десятки российских и иранских судов, в том числе подпадающие под санкции, уже курсируют по этому маршруту.

«Это пример того, как конкуренция между великими державами быстро меняет торговые сети в мировой экономике, которая, похоже, готова распасться на соперничающие блоки. Россия и Иран, находящиеся под давлением огромного количества санкций, поворачиваются друг к другу - и оба они тоже смотрят на восток. Цель состоит в том, чтобы оградить коммерческие связи от вмешательства Запада и наладить новые связи с гигантскими и быстрорастущими экономиками Азии», - Бен Холланд, Bloomberg
«Речь идет о создании устойчивых к санкциям цепочек поставок на всем протяжении», - говорит Мария Шагина, эксперт по санкциям и внешней политике России в лондонском Международном институте стратегических исследований.

Создаваемый торговый коридор позволит России и Ирану сократить существующие маршруты на тысячи километров. С выходом сразу в три точки. Белое море, Северный ледовитый океан - является крайней северной точкой и увязывает маршрут «Север-Юг» с другим амбициозным проектом «Северный морской путь». Пока сложно сказать, где может располагаться средний логистический хаб, место где этот маршрут будет иметь развилку. Одно из направлений которое поворачивает на Запад и заканчивается в Петербурге. Давая возможность выхода в Атлантику и европейским портам Балтийского региона и побережья Северного моря.
Благодаря Волго-Донскому каналу, маршрут имеет так же возможность выхода к Черноморскому побережью и далее через Турецкие проливы Средиземноморью.



Существующие каналы едва справляются с потоком грузов. А крупные суда класса река-море и вовсе с трудом протискиваются по узеньким шлюзам.

Здесь стоит отметить и планы по развитию транспортной и логистической инфраструктуры на побережье Азовского моря, которое по итогам 2022 года стало «внутренним российским морем». Что так же необходимо увязывать и с добывающими, и с промышленными объектами расположенными в этих регионах. Откуда речные, морские и железнодорожные сети простираются до иранских узлов на Каспийском море. И в конечном счете в Индийском океане.
О важности этого направления говорил В. Путин в одном из недавних заявлений.
А я несколько месяцев назад опубликовал материал по теме ценности этих приазовских территорий:

На прошедшем в сентябре Восточном экономическом форуме Путин подчеркнул необходимость развития судоходной, железнодорожной и автомобильной инфраструктуры вдоль маршрута, что «предоставит российским компаниям новые возможности выхода на рынки Ирана, Индии, Ближнего Востока и Африки, облегчит поставки из этих стран».
По оценкам западных экспертов Россия и Иран инвестируют до 25 миллиардов долларов (до 1,7 трлн рублей) в торговый коридор, помогая облегчить поток товаров, который Запад стремиться остановить.
Разумеется это обстоятельство чрезвычайно тревожит США и их союзников, поскольку они изо всех сил стремятся заблокировать движение товаров, за счёт чего ослабить положение России. Это касается не только грузов военного или двойного назначения, но и чисто бытовых, санкции на которые так же были наложены, а компаниям рекомендовано покинуть российский рынок.

«Это та область, за которой мы внимательно следим, как за этим маршрутом, так и за ирано-российскими связями в целом», - сказал высокопоставленный чиновник администрации Байдена по санкциям Джеймс О'Брайен после объявлея о новых санкциях в отношении руководителей РЖД. «Мы обеспокоены любыми попытками помочь России избежать санкций».
Роберт Малли, представитель администрации Байдена в Иране, говорит, что любой новый торговый коридор требует тщательного изучения в рамках того, что стало его приоритетом. «Это чрезвычайно разрушительное и опрометчивое решение, которое они приняли, - говорит Мэлли. «Важно привлечь к этому внимание, попытаться показать миру, что они не могут скрыться».

Разумеется не поставки вооружений так сильно волнуют американцев. Веские экономические причины и невозможность контролировать движение товаров - вот что лежит в основе американского беспокойства.



Хотя на этой схеме конечной точкой на севере значится Сантк-Петербург. В действительности маршрут позволяет осуществлять переброску грузов и до Северного-Ледовитого океана, соединив его с "СМП".

Балкеры и танкеры, что ходят по рекам Дон и Волга, традиционно перевозят грузы энергетического сектора и сельскохозяйственные товары (Иран является третьим по величине импортером российского зерна), но этот диапазон будет расширяться. Две страны объявили о множестве новых деловых сделок, касающихся товаров, включая турбины, полимеры, медицинские товары и автомобильные запчасти. Россия также поставляет ядерное топливо и компоненты для иранского реактора в Бушере.
Развитие этого направления и увеличение объёма товарооборота, с расширением номенклатуры позволит России на коротком временном отрезке компенсировать потери после разрыва торговых отношений с Европой. В прошлом главным торговым партнёром.

«Поскольку европейские транспортные сети закрываются, Россия сосредотачивается на развитии альтернативных торговых коридоров, которые поддерживают разворот на Восток», - говорит Николай Кожанов, эксперт по странам Персидского залива из Катарского университета, который с 2006 по 2009 год работал дипломатом в Тегеране. «Можно установить контроль над морскими путями, но за наземными путями трудно следить. Практически невозможно отследить их всех».

Модернизация канала Волга-Дон.
Эта важнейшая часть общего проекта, в который уже инвестировано около 70 млрд рублей. Текущее состояние не позволяет наращивать объёмы грузопотока. Канал длиной около 100 км довольно узкий и мелкий, что не позволяет проходить действительно крупным судам. А в наиболее узких местах образуются настоящие пробки из стометровых балкеров. Кроме того, вносит свою лепту и зима. Ледовые заторы фактически исключают возможность эксплуатации канала в течение нескольких месяцев.
В настоящий момент я не знаю какой именно вариант принят в качестве генерального плана. Однако ещё весной была информация о фактическом строительстве нового, альтернативного канала, большей пропускной мощности. Впрочем, новый он лишь отчасти. Поскольку данный проект был задуман и даже частично реализован ещё до начала Второй мировой.



Балкер проходит через ворота Волго-Донского канала.

В свою очередь иранское информационное агентство новостей сообщало в прошлом месяце о том, что базирующаяся в Тегеране компания IRISL вложила около 700 млн рублей в порт на Волге. Цель состоит в том, чтобы почти вдвое увеличить грузоподъемность порта Солянка в Астрахани до 85 000 тонн в месяц.



Иранская железная дорога входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО и сама по себе является достопримечательностью. Развитие и расширение должно позволить значительно увеличить пропускную способность.

Инвестирует Иран и в терминалы на собственной территории. В частности в те порты, где грузы будут перегружаться с кораблей на железные дороги, пересекающие страну от Каспийского моря до Персидского залива. Железнодорожная сеть Ирана уже насчитывает около 16 000 километров и является частью Списка всемирного наследия ЮНЕСКО. Однако прямо сейчас происходит активная её модернизация и расширение. В том числе и при участии российской РЖД. Возможно именно с этим и связаны те санкции, которые ввели «КЗ» недавно.
Обращают внимание на Западе и на торговые делегации, которые всё чаще курсируют между Ираном и Россией, и объёмы торговли тоже растут. Официально почти вдвое только за август 2022 года. Годовой показатель, вероятно, превысит 5 миллиардов долларов.
При этом: «есть четкий путь к достижению 40 миллиардов долларов после заключения соглашения о свободной торговле», - заявил в прошлом месяце на конференции в Тегеране глава Российской торгово-промышленной палаты Сергей Катырин.



Строительство порта Чабахар, на побережье Персидского залива. Он должен стать одним из важным звеньев логистического маршрута для перевозки грузов из Азии.

После фактически провалившихся попыток и нестабильной позиции западных лидеров в отношении «иранской ядерной сделки», у Тегерана фактически «развязались руки». Иранские официальные лица заявляют, что они полностью сосредоточены на том, что они называют «восточной осью», - отказываясь от любых планов по возрождению каких-либо экономических связей с Европой. Но вместо этого заключая ряд торговых и энергетических соглашений с Россией, Китаем и странами Центральной Азии.

Находясь в значительной степени вне поля зрения западных правительств, в течение многих лет предпринимались согласованные усилия по объединению всей этой евразийской территории. Китай и Россия уже являются членами Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), органа экономической безопасности, который делает Иран своим девятым членом. Китай и Иран близки к тому, чтобы получить членство в Евразийском экономическом союзе, что сделает возможной свободную торговлю между странами (фактический аналог того, на чём изначально основывался ЕС). Еще один институт, связывающий экономики региона и за его пределами, - группа БРИКС. Первоначально она состояла из Бразилии, России, Индии и Китая, позже присоединилась и ЮАР. В этом году заявки на вступление в организацию подали помимо Ирана: Аргентина и Алжир. БРИКС готовы к дальнейшему расширению.

Во всем этом некоторые аналитики усматривают отголоски идеи, которая существует более века и считается основой геополитического мышления. Сосредоточенной на борьбе между океанской мировой державой - Великобританией тогда, США сегодня - и сухопутными гигантами Евразии.

Не только Россия, Иран и упомянутый уже Китай являются важными звеньями этой большой торговой цепи. И для России, и для Ирана Индия является важнейшим звеном в сетях, которые они выстраивают.



Индийский город Мумбаи. Конечная точка для многих российских сыпучих и горючих грузов. Сокращая время и стоимость доставки груза компании и страны получают преимущество. А природа - снижение воздействия на окружающую среду.

Информационное агентство Mehr в прошлом месяце сообщало, что первая партия российского зерна в 12 миллионов тонн, направляющаяся в Индию, уже прошла транзитом через Иран. Торговые потоки могут увеличиться, если Ирану удастся соединить незавершенный и сильно задержавшийся комплекс порта Чабахар на побережье Индийского океана - проект, в который инвестировала Индия, - со своей сетью поездов дальнего следования. До сих пор Чабахар не подпадал под санкции США, но в связи с текущими событиями сомнений в том, что это может привлечь внимание Вашингтона - почти никаких! (скорее всего, в Белом доме уже думают над тем, как ограничить реализацию этого проекта).

«Если какая-либо организация будет причастна к нарушению наших санкций в отношении помощи России или в любой другой сфере, в которой Иран подвергся санкциям, они тоже будут подвергнуты санкциям», - говорит Малли, представитель Белого дома в Иране.
Это иллюстрирует, пожалуй, самую большую угрозу для российско-иранского гамбита, направленного на уклонение от санкций, по словам Бхарата Гопалсвами, исполнительного директора District Consultancy LLC, базирующегося в Вашингтоне.

Здесь, конечно, важно подчеркнуть, что и создание и дальнейшее функционирование коридора «Север-Юг» зависит и от других участников. Не только Индии или Китая, хотя от них и в большей степени. Часть сухопутного маршрута приходится на территории Азербайджана и Армении. Поэтому Россия прикладывает усилия, чтобы погасить этот очаг вражды, не допуская эскалации конфликта. Поэтому Запад не особо скрываясь стремится дестабилизировать обстановку.
Впрочем, многое здесь зависит и от положения самого Запада. И коль скоро коалиция всё глубже погружается во внутренние распри и междоусобицы. Чем сложнее союзникам достигать согласия, чем сильнее экономический разрыв и финансовые потрясения, лишь усиливающие градус внутреннего противостояния - тем легче будет нам здесь договариваться с другими участниками.

источник

Оптимизм и надежда всегда умирают последними...

торговые пути, китай, индия, санкции, спецоперации, украина, иран

Previous post Next post
Up