Продуктовые карточки: Кремль боится потерять имидж и деньги

Oct 26, 2021 09:39

Как в Америке с талонами на еду у нас не получится - грызня «за подряды» и проверяющие все под корень изведут



Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС

Правительство РФ не может остановить скачкообразный рост цен на продукты из-за неблагоприятной конъюнктуры мирового рынка, признался на брифинге 25 октября Дмитрий Песков. Откровения пресс-секретаря Кремля совпали с сообщениями о предстоящем подорожании круп: гречки и овсянки, что давно перестало удивлять россиян. В последние месяцы дорожали хлеб, овощи, курятина, сахар, подсолнечное масло и т. д.

Никакого системного пути выхода из положения Песков не предложил. Ранее, в ходе выступления в дискуссионном клубе «Валдай», об усилении продовольственного кризиса в мире из-за глобальной инфляции говорил Владимир Путин. Неужели российские власти смирились с невозможностью контролировать цены на продукты рыночными методами? В условиях многолетнего падения доходов россиян это может привести к социальному кризису.



В этой ситуации, очевидно, следует защитить от нехватки еды хотя бы самые бедные слои населения. Тех, чей доход не превышает прожиточный минимум, в России 20 млн. человек. Они могли бы получать специальные талоны на приобретение продовольствия. Например, в США такие «food stamps» получают 43 млн. человек. На ежемесячную сумму около 130 долларов можно купить базовые продукты питания и решить хотя бы проблему голода. Почему бы в России не ввести подобное?

Возможная схема проста: гражданин платит в магазине сертификатом, а государство потом компенсирует торговле эту сумму из бюджета. По расчетам, размер помощи должен составить 25% от прожиточного минимума (3 тысячи рублей в месяц). Поскольку речь идет о самых простых продуктах, финансируя их покупку, государство простимулирует отечественных производителей. Гарантированный, прогнозируемый спрос выгоден и сельхозпроизводству, и торговле.

Современный аналог «food stamps» - в форме продуктовой банковской карточки год назад предлагали ввести в Госдуме. «Гражданам с низкими доходами необходимо перечислять средства для покупки товаров отечественного производства. Это не только поддержит людей, но и позволит простимулировать спрос и перезагрузить предприятия», - цитировали СМИ Сергея Миронова. Причем, задействовать предлагалось карты платежной системы «Мир». Не вышло.

До этого идею адресной продовольственной помощи малоимущим годами, и тоже неудачно, продвигал Минпромторг. Был разработан детальный проект на основе рациона людей, живущих за чертой бедности и близко к ней. Средства государственной поддержки предлагалось тратить только на продукты и только в прикрепленных к программе магазинах. В 2018-м году расходы бюджета оценивались в 335 млрд. рублей. Вряд ли сейчас требуется намного больше, зато все были бы сыты.

Кто и зачем «зарубил» тогда столь нужное начинание? Боялись за престиж страны? И чем теперь кормить россиян? Рассказами про глобальную инфляцию?..

Только что стало известно, президент поручил правительству и РАН до 1 января (срочно!) актуализировать рекомендации по нормам потребления продуктов россиянами разного возраста, пола и профессий. Уж не для того ли, чтобы ввести, наконец, адресную поддержку и накормить бедных? Люди ждут этого решения.

- Многое зависит от того, как будет реализована идея поддержки людей. Дьявол всегда кроется в деталях, - рассуждает президент НП «Гильдия маркетологов» Игорь Березин.

Если это будет тотальная поддержка, например, всех пенсионеров, то это будет хорошо для них и для тех, кто им продает товары повседневного спроса. Но это приведет к дальнейшему повышению цен. Собственно, нынешний ценовой скачок и в России, и в Европе, и в США связан именно с тем, денег стало больше, а товаров больше не стало. Возник дефицит, цены выросли. Мы, Россия, все-таки часть мирового хозяйства. Что-то продаем - зерно, что-то покупаем - апельсины-лимоны.

Бороться с инфляцией можно только расширяя производство товаров и услуг, увеличивая предложения и усиливая конкуренцию. Когда предложение немного избыточно и игроков много, чтобы они друг с другом не договаривались, это ведет к относительному снижению цен в пересчете на среднюю зарплату или пенсию. Государство могло бы стимулировать расширение производства наиболее значимых продуктов. К сожалению, оно это делало неуклюже.

«СП»: - Людям жить надо сегодня. Почему бы, не откладывая, ввести систему талонов на продукты для бедных, как в Америке?

- Когда Россия начинает полностью перенимать чьи-то системы, хорошего от этого бывает мало. Как правило, выявляется некая наша специфика, которую не учли. Вообще, надо внедрять менее изощренные, простые системы. У нас есть традиция - при внедрении процесса большую часть положительного эффекта «съедает» администрирование. Плодятся контрольно-надзорные органы, которые следят за сложными правилами, нивелируя результат.

Поэтому лучшим вариантом представляется практика перечисления на карточку некой небольшой суммы, 3−4 тысячи рублей, которые человек может потратить конкретно на продукты в условной «Пятерочке». При этом нельзя забывать, что любой дополнительный ресурс для нуждающегося - это давление на рынок и понимать последствия. Люди идут с деньгами в магазин. Поэтому выплачивая им деньги, стоит также позаботиться, чтобы было больше продуктов.

Политолог Дмитрий Еловский напомнил, что в России уже успешно действует проект, который может стать прообразом продуктовых банковских карт.

- Думаю, до сих перейти на систему адресной продуктовой поддержки государству мешало отсутствие лишних средств. Для широкого внедрения такой системы нужны немалые ресурсы. Тем более, сейчас логика государства в том, что оно разовыми платежами поддерживает тех, кто нуждается по определенному признаку и в определенный момент: семьи с детьми при подготовке к школе, военных и т. п.

«СП»: - Это был прорыв, но пора идти дальше…

- В каких магазинах будет работать эта система? Если ограничить список магазинов, это риск коррупции - будет грызня за доступ к программе. Если не ограничивать, то это приведет к пропорциональному росту инфляции. Предприниматели увидят, что государство вбрасывает на рынок дополнительный объем денег, поднимут цены, чтобы дополнительно заработать. Придется опять просить торговые сети, те будут кивать, но ничего не делать.

«СП»: - Может, наверху бояться политических последствий…

- Не стоит путать адресную систему поддержки с карточной системой, которая была в нашей стране в условиях дефицита. Сейчас с учетом высокой управляемости информационного пространства осталось мало акторов, способных использовать эту тему для борьбы с политическим руководством страны. Поэтому вряд ли последствия этого шага будут слишком негативными. Конечно, кто-то вспомнит советские карточки, скажет, что государство не справилось с бедностью, но это же не так.

Главное, это поддержат малоимущих. От денег никто не откажется, пусть это и немного унизительно. Но именно люди с небольшим доходом сейчас в значительной степени являются электоральным базисом для власти, теми, кто голосует. Мнение 10% городских интеллектуалов, которые будут упражняться в остроумии и злословии, интересно, но мало на что влияет. А вот мнение пенсионеров, малоимущих и многодетных семей влияет.

Политические риски, которые есть, можно нивелировать хорошо построенной информационной кампанией, как это было недавно с «Пушкинской картой», которую хорошенько раскрутили на всех уровнях, включая регионы, и продвинули по стране. Прекрасно «зашло». При поддержке всех медийных ресурсов, которые есть у государства, и при том, что выгодополучателями будут те, кто составляет базис государства, риски будут минимальны.

Кстати, «Пушкинская карта» по логике своего действия очень похожа на схему возможной адресной продуктовой помощи. Напомню, школьникам до 17 лет выдается на карту определенный лимит средств на определенные цели, которые можно потратить в определенных местах (посещение культурных мероприятий в учреждениях культуры, участвующих в программе - Авт.). Можно воспользоваться этим опытом. Было бы желание у Кремля...

источник

бедные, продукты питания, богатые, государство, товары

Previous post Next post
Up