Ситуация в Афганистане глазами иранцев

Aug 20, 2021 20:07

Бегство из Кабула и наследие генерала Сулеймани

У Ирана есть веские основания полагать, что внезапный вывод западных войск был разработан для создания нестабильности и хаоса в Афганистане.



Примерно 20 лет назад, после сокрушительного поражения талибов в Афганистане и полного прекращения поддержки со стороны Пакистана и Саудовской Аравии под давлением США, силы Кудса начали диалог с этой, казалось бы, уменьшенной организацией. В то время,многие считали это бессмысленным усилием, поскольку политический ландшафт в регионе резко менялся. Тот факт, что талибы убили 11 иранских дипломатов и журналиста в иранском консульстве в Мазари-Шарифе, сделал бы это новое направление совершенно неуместным в глазах многих в Тегеране, если бы оно было обнародовано.

Вторжение США в Афганистан, а затем в Ирак заставило американцев смириться с присутствием и ролью могущественных союзников Ирана в обеих странах. У возглавляемых США оккупационных сил не было согласованной долгосрочной стратегии, а также не хватало союзников, в то время как важные лидеры оппозиции и военные и политические организации базировались в Тегеране. В Афганистане США были вынуждены обратиться к коалиции политических партий или так называемому Северному альянсу, который под огромным давлением сопротивлялся жестокому и безжалостному Талибану, пользующемуся поддержкой из-за рубежа.



Поэтому, когда талибы потерпели поражение и оставшиеся силы покинули страну,Союзники Ирана заняли ключевые позиции в правительстве Афганистана. Казалось, что не было необходимости или оправдания для диалога с этой, казалось бы, потраченной силой. Тем не мение, Генерал Касем Сулеймани считал, что талибы по-прежнему пользуются поддержкой значительной части пуштунских племен и населения на юге Афганистана и в некоторых частях Пакистана, и считал, что единственный путь к долгосрочной региональной стабильности - это участие всех сторон в диалоге.

Генерал Сулеймани также считал, что при таких обстоятельствах единственной силой, которая была готова значительно увеличить стоимость оккупации под руководством США, ключевой стратегической цели Ирана, были талибы. Он знал, что при таких обстоятельствах оккупация Ирака и Афганистана постепенно станет чрезвычайно проблематичной и непопулярной в западных странах, и что в конечном итоге такое огромное бремя сильно ударит по западным экономикам и вынудит их вывести свои войска из обеих стран.

Целью сил Кудса было достижение взаимопонимания и поощрение более умеренных фракций внутри раздробленного Талибана к победе. Генерал Сулеймани считал неизбежным, что иностранные войска в какой-то момент будут вынуждены покинуть страну и что после освобождения страныБыло важно, чтобы выводимые оккупационные силы не втолкнули Афганистан в новую разрушительную гражданскую войну.

2011 год стал важным поворотным моментом в отношениях, и Тегеран начали посещать высокопоставленные делегации. Со временем отношения стали теплее и даже личнее, настолько, что когда генерал Сулеймани,Абу Махди аль-Мухандес и их соратники были убиты в международном аэропорту Багдада режимом Трампа, высокопоставленная делегация Талибана отправилась в Тегеран и посетила его дом, чтобы выразить соболезнования его семье.

Хотя обвинения афганских правительственных сил в военной поддержке Ираном талибов полностью безосновательны,Был один показательный и показательный случай, когда талибы обратились за помощью к Ирану. И иранская разведка, и талибы знали, что связанные с США группировки в быстро разрушающемся ИГИЛ были выведены из Сирии и введены в Афганистан.Талибан попросил силы Кудса помочь им победить то, что они считали реальной угрозой. Иран проинформировал афганское правительство, которое не особо обрадовалось подобному сотрудничеству, но оно не возражало.

В конечном итоге талибы взяли на себя 4 обязательства перед отрядом Кудс. Сохранит стабильность на границе с Ираном, он не пойдет на компромисс в своем противодействии присутствию каких-либо иностранных сил, он не будет нацелен на другие этнические группы или секты, и что «братья не будут убивать братьев». Хотя внутри Талибана существуют разные фракции с очень разными взглядами, иранцы подсчитали, что все эти годы нынешнее руководство Талибана сдерживало свои обещания.

Эти отношения помогли Исламской Республике Иран стать эффективным посредником в последние недели и месяцы, чтобы гарантировать, что вывод оккупационных войск не приведет к гражданской войне, и подтолкнуть новое правительство к включению всех афганцев. У Ирана есть веские основания полагать, что внезапный вывод западных войск был разработан для создания нестабильности и хаоса в Афганистане. США считают, что если у них не может быть Афганистана, то эта страна должна стать источником постоянных проблем для Ирана, Китая,России и даже Индии. Между тем, в настоящее время Саудовская Аравия и 2 других региональных округа направляют значительные суммы денег на поддержку экстремистских такфиристских группировок внутри Талибана. Иран не наивен, но сделает все возможное для предотвращения трагедии - это его ответственность. Если это не сработает, силы Кудс будут яростно поддерживать тех, кто сопротивляется экстремизму и терроризму.

Иран постоянно работает и ведет переговоры с различными сторонами внутри Афганистана, а также с соседними странами, а также с Китаем и Россией, чтобы блокировать усилия тех, кто стремится к возвращению в темное прошлое. Скорое вступление Ирана в Шанхайскую организацию сотрудничества повысит его способность координировать международные усилия в этом направлении.

Генерала Сулеймани больше нет среди нас, но его наследие продолжает наносить удары умирающей Империи США.

Сейед Мохаммад Маранди

Профессор английской литературы и ориентализма; Заведующий кафедрой американистики Тегеранского университета



источник

талибы, афганистан, иран

Previous post Next post
Up