Хроника неудавшегося переворота

Apr 06, 2021 13:25





В пятницу 2 апреля 2021 года в Иордании раскрыт заговор с целью свержения законного правителя - короля Абдаллы II, предотвращена попытка государственного переворота. Собственно, переворот в странах арабского мира точно такая же обыденность, как в демократических странах выборы. Достаточно просто посмотреть на регулярность переворотов в том же Катаре или любом другом арабском государстве.



Между тем, Иордания занимает весьма своеобразное, но по-своему уникальное место на Ближнем Востоке. Это самое географически ближнее государство из арабских государств граничащих с Израилем и приютившее у себя миллионы палестинских беженцев и, наконец, это государство, крайне критично относящееся к арабо-израильской повестке. Особенно в контексте попыток ее разрешения без решения вопроса о палестинских беженцах в Иордании.

Кроме того, Иордания - это атипичный буфер между странами аравийского полуострова и Израилем, что дополнительно делает ее важной частью любого политического процесса на Ближнем Востоке. Если же добавить к этому то, что король Абдалла предпочитает вести сравнительно независимую политику, не прогибаясь под интересы монархий персидского залива, то на лицо совокупность условий необходимых и достаточных для переворота, тем более и в правящем доме у него не все в порядке. У его оппонента, наследственного принца Хамзы и до этого наблюдались стремления подсидеть властвующего короля, вследствие чего он был даже лишен титула наследного принца. Это еще один штрих к портрету нынешней Иордании, которая оказалась, фактически, зажата между интересами ряда ведущих игроков, как регионального, так и глобального масштаба.

При этом Иордания имеет крайне неоднозначное позиционирование как в арабском мире, так и в глобальном политическом раскладе. Фактически находясь между центрами сил в регионе и пытаясь играть самостоятельную роль королевство формирует вокруг себя пояс напряженности. Эта напряженность не может не привести к какому-то серьезному последствию, ибо снизу (восстание), либо сверху - переворот, что мы собственно и видим.

Есть убеждение, что власти королевства сработали на опережение. Тем более, что основной заговорщик, принц Хамза им прекрасно известен и даже находится под постоянным надзором. Его контакты и связи тоже под неусыпным оком служб безопасности.

Однако интересно не это, а то в какой период времени готовилась провалившаяся попытка государственного переворота, а также международный фон с ней связанный. Очевидно, что такое действие имело не только внутригосударственные, но и геополитические подтексты, интересы, проявления.

Абдалла и его окружение

То, что неспокойно в любой арабской королевской династии - это факт. Об этом говорят многочисленные перевороты и еще более многочисленные попытки переворотов, случающиеся с крайней регулярностью, столь же часто они и проваливаются, поскольку как правило на каждых двух заговорщиков приходится по одному предателю.

Сам Абдалла является вполне авторитетным государственным деятелем. Ему 59 лет из которых вот уже более 20 лет он король Иордании. В королевстве его авторитет непререкаем, а власть сравнительно устойчива. При этом сам факт его происхождения, а равно история становления имеет важное и во многом определяющее значение.

Для начала нужно отметить, что Абдалла сын прошлого короля Иордании Хусейна (считающегося прямым потомком пророка Мухаммеда) и подданной Великобритании Антуанетт Аврил Гардинер (взявшая после принятия ислама имя Муна аль-Хусейн). Родилась она в деревне Челмондистон, в графстве Суффолк в семье военного (полковника) Уолтера Перси Гардинера и Дорис Элизабет, урожденной Саттон. Гардинер познакомилась с иорданским королём Хусейном во время съёмок фильма «Лоуренс Аравийский», в которых она участвовала в качестве секретаря-референта. Король разрешил военнослужащим иорданской армии участвовать в съёмках в качестве массовки и иногда сам приходил на съёмочную площадку, чтобы посмотреть на процесс кинопроизводства. По другой версии, Гардинер и король познакомились, когда её отец поступил на службу в качестве военного советника в Иордании.

На самом деле не имеет особого значения как познакомились родители Абдаллы, имеет значение только то, что это было сделано с явно вырожденным намерением. А госпожа Гардинер по сути ловушка, через которую Британия установила очень тесные связи с Иорданией. Вполне естественно, что будущий король Абдалла учился в школе Святого Эдмунда в Англии, а потом в США. Профессиональное образование (военное) он получил в Королевской военной академии в Сэндерхёрсте в Великобритании, а затем служил в 13/18-м Королевском гусарском полку британской армии.

Интересна и жена короля Абдаллы - королева Рения. Она происходит из семьи палестинских беженцев, разместившихся, правда, не в Иордании, а в Кувейте. Таким браком Абдалла наладил связи с многочисленными палестинскими беженцами, проживающими в самой Иордании, при этом не сблизившись ни с одной из палестинских национальных группировок. Шаг мудрый и показательный одновременно.

Происхождение и образование Абдаллы, а также его семейная жизнь имеют важное значение в понимании поляризации его отношений с теми или иными силами на международной арене, а также того, кто может быть заинтересован в его свержении.

В путах большой геополитики

Геополитическое положение Иордании нельзя назвать безоблачным. Опираясь на отдельные внешние силы королевство между тем не имеет по современным геополитическим раскладам существенных поддержек, которые позволяли бы с оптимизмом смотреть в будущее.

Страна, находящаяся между Израилем, Саудовской Аравией, Сирией и Ираком не может быть не вовлечена в большую ближневосточную политику, тем более с учетом того, что некогда она была одним государством с Египтом и Сирией. Но в каждом моменте взаимодействий с другими странами есть своя доля специфики.

С Израилем у Абдаллы отношения не клеились никогда. Израиль решительно против возвращения палестинских беженцев из Иордании. А для Абдаллы они предмет постоянной головной боли. Американский план, продвигавшийся Трампом, не предусматривал возврата всех беженцев из Иордании и совершенно не устраивал иорданские власти. Абдалла был и остается последовательным противником серьезного сближения с Израилем. Израиль ему платит той же монетой периодически дестабилизируя ситуацию в Иордании.

С Саудовской Аравией все тоже далеко не шикарно и к этому есть очень серьезные основания. Абдалла происходит из Хашимитского рода, а это прямые потомки пророка Мухаммеда и по идее имеют большее право хранить обе святыни (Мекку и Медину), чем пришлые правители Саудовской Аравии - дом аль-Сауда. Саудовские короли это прекрасно знали и всегда подозревали иорданских соседей в попытках вмешательства в Аравийские дела. При этом, общая проблема Израиля, а затем и просьба США ради коалиции против Башира Асада несколько сместили градус напряжения. Но не сняли напряженность совсем. Недобрый взгляд Эр-Рияда всегда чувствовался в Иордании и всегда давал о себе знать.

Сирийский вопрос мы рассмотрим особо, а иракский вычеркнем, так как после свержения Хусейна он превратился из субъекта политики в объект и не представляет особого значения.

Интересней позиционирование с глобальными игроками. И тут нужно сказать, что лишь два игрока имеют вес в делах Иордании. Первое - это США, с которым у королевства ситуативно-партнерские отношения, не особо близкие, но позволяющие приобретать оружие и разрешать развертывание американских войск. И в первую очередь Великобритания, частью элит которых Абдалла является по рождению и образованию. Правда взаимодействует лишь с одной из трех наиболее влиятельных групп, которая сейчас далеко не на первых ролях. Однако влияние Великобритании на политику королевства чувствуется и приобретает порой более чем явные очертания. Во многом и реакционная позиция по Сирии была продиктована британским влиянием.

Асад должен уйти…

Крайне неоднозначной была позиция Абдаллы по Сирии, соседу Иордании. С одной стороны, Абдалла всегда был поборником стабильности и порядка на Ближнем Востоке, с другой, стал первым из лидеров арабского мира, который произнес (еще в 2011 году) ставшую для произносящих ее роковой фразу «Асад должен уйти».

Позиция Абдаллы была предельно простой. Он прекрасно понимал, что против Асада действует коалиция, масштаб которой несопоставим с возможностями официального Дамаска и понимал, что нестабильность в Сирии непременно распространится и на Иорданию. И в таком случае под ударом будет уже его власть, к слову не очень-то и демократическая. Инстинкт самосохранения штука серьезная и вот уже отношения с официальным Дамаском (традиционно дружественные) полностью испорчены.

Следующим шагом стало фактическое участие Иордании в деятельности США против Сирии. Разумеется, не напрямую, иорданские вооруженные силы ни в каких боевых действиях не участвовали, никаких боевиков (вроде бы) не готовили и в чем уж, а в агрессии против соседа их обвинить сложно. Зато Иордания в полной мере стала тыловой базой для действий США в Сирии. Не случайно одна из точек американского присутствия на территории САР размещается как раз на границе с Иорданией - печально известный лагерь беженцев Эр-Рукбан.

Снабжение и тыловое обеспечение американского присутствия в Сирии без участия Иордании было бы крайне сложным. Американские самолеты разгружаются на иорданских аэродромах, по иорданским дорогам они везут грузы в сирийское приграничье. Все удобно и просто. Правда 50 000 беженцев в приграничье (по самым скромным подсчетам) это проблема и Иордании, поскольку в случае ухода американцев значительная часть этих людей может задержаться на территории королевства и надолго.

Сейчас, когда в Сирии наступил коренной перелом и скорый уход Асада стал лишь мемом и плодом антинаучной фантастики, Абдалла занимает сдержанную позицию по сирийскому вопросу, не призывая к свержению Асада, но и не идя на особые контакты. Учитывая роль Абдаллы в Лиге арабских государств Кремль стремился одно время наладить отношения меду Абдаллой и Асадом, но практически безрезультатно. Слишком сильно Абдалла на британском крючке.

Все это свидетельствует о том, что напряженность между Сирией и Иорданией в ближайшее время не пропадет, а Иордания продолжит играть роль помощника США и других стран «антиасадовской» коалиции столько, сколько эта коалиция будет существовать. США чувствуют себя в Иордании достаточно вольготно, лагеря беженцев на границе по-прежнему функционируют.

Будущее Хашимитского королевства

Кто пытался свергнуть Абдаллу, и кто его может спасти в случае чего? Ответ на этот вопрос самоочевиден. По большому счету есть лишь два игрока заинтересованных в смене власти в Иордании и лишь один игрок на мировой арене, который стремится сохранить свое влияние в королевстве.

Свержение Абдаллы наверняка было делом рук Саудовской Аравии. Упомянутая ранее опция происхождения королей Хашимитской династии, называющих себя потомками Бан Хашима, который был потомком Хашима ибн абд-Манафа, являвшегося прадедом пророка Мухаммада. Так что вопрос о том, кто больше вправе владеть Меккой саудиды или хашимиты является весьма серьезным. Тем более, что у Саудовской Аравии появилась веская причина проявить активность и задействовать свои силы в Иордании (в том числе арестованного экс министра финансов, имеющего по слухам еще и саудовское подданство). Дело в том, что сейчас США во главе с Байденом активно отстраняются от контактов с Саудовской Аравией, рассматривая их только как ситуативных партнеров и периодически напоминая о правах человека. Попытка свержения Абдаллы и возведение на престол Хамзы делает именно саудидов главным выгодоприобретателями в данной ситуации. Получив контроль над Иорданией власти Саудовской Аравии смогут более серьёзно говорить с американцами, которые в таком случае лишаться одной из тыловых баз на Ближнем Востоке.

Израиль в этой истории вероятно отличился лишь тем, что не предпринял никаких шагов и фактически позволил ситуации идти так, как она шла. По крайней мере израильских следов не видно. Хотя арабская пресса именно Израиль будет выставлять в качестве основного организатора процесса.

Предотвращение же таких ситуаций, вероятно, произошло при непосредственном участии британских агентов в Иордании и Саудовской Аравии (именно к спецслужбам Британии близок Абдалла, достаточно вспомнить, кем являлся его дед по материнской линии). Вероятно, традиционно безалаберное отношение арабов к хранению информации позволило перехватить информацию о грядущем перевороте и сработать на опережение.

В любом случае, король Абдалла II может временно почувствовать себя в безопасности. Так как у заговорщиков вряд ли есть дублирующие планы по свержению, а захваченные принц и его пособники становятся при этом прекрасными заложниками, предотвращающими повторные перевороты. При этом, однако, королю стоит и напрячься. Факты показывают, что соседи, и в частности Саудовская Аравия по-прежнему вынашивают планы по подчинению своему контролю Иордании, а это симптоматично новыми, еще более серьезными попытками пошатнуть устойчивость хашимитской династии и стабильность в самом государстве. Но не сейчас.

источник

государственный переворот, иордания

Previous post Next post
Up