Три стадии мутации чиновника

Nov 14, 2020 13:14





"На третий день существования конторы явился первый посетитель. К общему удивлению, это был почтальон. Он принёс восемь пакетов и, покалякав с курьером Паниковским о том о сём, ушёл. В пакетах же оказались три повестки, коими представитель конторы срочно вызывался на совещания и заседания, причём все три повестки подчеркивали, что явка обязательна. В остальных бумагах заключались требования незнакомых, но, как видно, бойких учреждений о представлении различного рода сведений, смет и ведомостей во многих экземплярах, и всё это тоже в срочном и обязательном порядке.

- Что это такое? - кричал Остап. - Ещё три дня тому назад я был свободный горный орёл-стервятник, трещал крыльями, где хотел, а теперь пожалуйте - явка обязательна! Оказывается, в этом городе есть множество людей, которым Остап Бендер нужен до зарезу. И потом, кто будет вести всю эту переписку с друзьями? Придётся понести расход и пересмотреть штаты. Нужна знающая конторщица. Пусть сидит над делами" ("Золотой телёнок", И. Ильф, Е. Петров).


Чудесное превращение

Наверное, каждый гражданин замечал в российском избирательном процессе такую особенность: поначалу бойкий кандидат на какую-либо выборную должность (глава муниципального образования, губернатор), в ходе предвыборной агитации решительно "трещавший крыльями" и убедительно рубивший ладошкой воздух, кормивший старушек с руки колбасой и раздававший направо и налево неисполнимые, зато гипнотически действующие на простой народ обещания, после своего избрания начинает довольно быстро меняться.

И вот он всё реже и реже появляется вживую перед населением; всё чаще отсутствует на рабочем месте, предпочитая занимать свою особу участием в каких-нибудь межведомственных совещаниях, форумах, рабочими визитами и т.д., но никак не текущими делами муниципалитета, региона и проживающих на их территории граждан.

А там глядишь - через некоторое время он и вовсе исчезает из поля зрения своих бывших избирателей, появляясь мимоходом лишь на крупных событиях и праздниках, да в TВ-эфире или в Интернете.

Знакомая картина, правда? Но вот почему так происходит?

Волк сбросил овечью шкуру?

Чиновник обманул народ? А может, он плохой руководитель?

Всё намного проще: наш свежеизбранный чиновник, вступив в должность, начинает, образно говоря, мутировать - процесс, в ходе которого он меняется не только внешне (обычно чиновник довольно быстро толстеет), но и внутренне: и чем дальше, тем "более иначе" (©) он говорит, думает, рассуждает.

Преображение это, к счастью, происходит не одномоментно, а в три стадии.

Какие именно?

Я всех приму!

На этой стадии чиновник, только-только усадивший самое дорогое и нужное в своём организме в вожделенное кресло, ещё помнит про наказы избирателей и на первых порах начинает, говоря образно, бурлить и пениться: пересматривает структуру аппарата, реорганизует управления, департаменты и отделы, пытается сократить ("оптимизировать") число чиновников и т.п.

Естественно, попутно изо всех сил устраивает на ключевые посты "нужных" людей: родственников и знакомых - в первую очередь тех, кто продвинул его на эту должность. Ведь вы же не думаете, что он занял это кресло исключительно благодаря своим управленческим способностям?

Продолжая заигрывать с населением, он обязывает своих подчинённых выезжать на места и "лично знакомиться с проблемами", вести приёмы граждан, принимать "сигналы населения" через твиттеры-вайберы-ватсапы и т.д.

Переписку с населением в соцсетях он нередко поначалу ведёт через свой аккаунт лично, чтобы "самому всё знать".

Подняв тучу пыли, новая метла обращает своё внимание на бюджет, пытаясь его перекроить по собственному разумению и в соответствии с хотя бы некоторыми предвыборными обещаниями, но, не зная тонкостей того же бюджетного планирования, получает в ответ решительное обломинго от депутатов соответствующего представительного органа власти и бизнес-сообщества, плюс ощутимые тычки пониже спины от прокуратуры и СК.

Первая стадия мутации чиновника заканчивается итогом, который коротко можно описать словом "поумнел": он убеждается, что все его нововведения закончились ничем, ряд направлений работы, что называется, "завален", его "хозяева" - недовольны, а вал жалоб от населения, обнадёженного предвыборными обещаниями, требует принятия мер, на которые в бюджете нет средств.

Теперь наш герой вынужденно умеряет свой реформаторский пыл и плавно входит во вторую стадию - эдакую "вторую линию обороны".

Это что там в коридоре - люди?!

Теперь чиновнику не до кормления старушек колбасой с рук, и не до популистских заявлений: пришло время "сохранять лицо", точнее, то, что от него осталось, и отрабатывать деньги, вложенные в его предвыборную кампанию заинтересованными людьми.

Поэтому он сокращает число личных приёмов граждан; за какую-нибудь твиттер-переписку усаживает своего помощника, дабы тот отбивался от людей от его имени, даёт указание в подразделение по работе с обращениями граждан: любыми путями "футболить" жалобы населения.

Самые "тяжёлые" и склочные вопросы перепоручает вести своим заместителям, а сам для поддержания положительного имиджа всё больше внимания уделяет проведению каких-нибудь праздников для населения, вроде дня города, слётов, фестивалей, концертов и прочих "позитивных мероприятий". Ибо что хорошо - то сам, что плохо - то зам.

Попутно он решает задачи, которые ему ставят его "хозяева": выделение земельных участков, обеспечение выгодными государственными или муниципальными заказами, строительными подрядами, и пр.

Недовольство населения тем временем растёт, число жалоб по поводу непринятия мер снова увеличивается, как снежный ком; граждане рвутся на личный приём, но вынуждены ждать его неделями и даже месяцами.

Наступает время третьей стадии.

Сегодня приёма нет и не будет!

Эта стадия уже завершающая: доступ "к телу" чиновника практически закрыт, на встречах с общественностью он появляется редко, а если появляется, то только после того, как его подчинённые проведут предварительную "работу с участниками", чтобы те не задавали ему неудобных вопросов.

В соцсетях он появляется нечасто; документов подписывает совсем немного, никаких новых идей не генерирует сам и не принимает от подчинённых, а всё имеющееся время предпочитает проводить за налаживанием связей, нужных для дальнейшего продвижения по карьерной лестнице.

По факту когда-то активный реформатор и непримиримый борец с коррупцией уже превратился в номинального чиновника, который выжал из занимаемой должности всё, что было возможно для себя и своего ближайшего окружения, и теперь полон сил и энергии двигаться дальше - к новым неосвоенным вершинам.

Населению требовать на этой стадии эффективного исполнения своих обязанностей чиновником почти бесполезно, ведь он находится в состоянии ожидания нового места работы, а его подчинённые - в ожидании нового руководителя.

А работать в условиях неопределённости они не намерены.

Рекомендации

Не теряйте времени после выборов: первая стадия мутирования чиновника - практически единственное благоприятное время для вчерашнего избирателя, так как только в этот период он с высокой долей вероятности может рассчитывать на помощь свежеизбранного чиновника в решении своих насущных вопросов.

Длится этот период примерно 3-4 месяца, так что времени на раскачку нет: заставляйте чиновника работать над решением своих проблем и не отставайте, пока он их не решит. Ибо на второй стадии добиться от того же лица помощи будет уже в разы сложнее, а на третьей - почти невозможно: таковы реалии жизни, так что благоприятным моментом надо успеть воспользоваться.

Так что напрягайте его всеми доступными вам способами, а для достижения лучшего результата привлекайте депутатов - алгоритм работы с ними изложен в статье Депутаты Государственной Думы: инструкция по применению.

Ибо рассчитывать в этом мире гражданин может только на себя.

image Click to view



источник

чиновники, система, госчиновники, отписки чиновников, вранье чиновников

Previous post Next post
Up