Как это может отразиться на жизни россиян?
Как известно, экономика России напрямую зависит от продажи природных ресурсов. Доходы от внешнеэкономической деятельности, которая является самой большой статьей пополнения бюджета РФ, на 80-90% сырьевые. Поэтому состояние нашей экономики и, как следствие этого, уровень жизни и доходов населения России имеет прямую зависимость от состояния нефтегазовой отрасли.
За последние полгода Россия переживает крупнейший с момента распада СССР спад сырьевой промышленности.
Добыча полезных ископаемых в России рекордно снизилась в июле 2020 года до 15,1% по отношению к прошлому году. В марте, когда было разорвано соглашение ОПЕК+, добыча упала на 1,7%. В апреле, когда была заключена новая сделка, - на 3,2%. В мае падение составило 13,5%, а в июне - 14,2%.
Кроме того, будущее сырьевой отрасли в России не блещет перспективой. Так что же нас ждет, как повлияет на жизнь россиян нефтегазовый кризис?
Нефть и газ никому не нужны
Больше всего спад затронул нефть - ее производство упало на 16,3% от уровня прошлого года. В первом полугодии 2020 года в общем объеме поступлений в бюджет России доля нефтегазовых доходов оказалась меньше 30%.
Причиной этого стали снижение цен на нефть (минус 39,5% по сравнению с 2019-м) и сделка ОПЕК+ с Саудовской Аравией, вынудившая сократить добычу на 2,8 млн баррелей в сутки. 10% всей добычи, или более 1 млн баррелей в день, Россия потеряла навсегда из-за остановки сложных месторождений в Сибири и Арктике.
Добыча газа в 2020 году рухнула на 11,4. За полгода «Газпром» потерял почти 20% экспорта.
В 2020 году произошло то, чего раньше нельзя было даже себе представить - жители России стали платить за газ больше, чем жители Европы. «Газпром» был вынужден снижать цены для европейских покупателей. В июне средняя цена экспорта упала до 82 долларов за тысячу кубометров. Это на 18 долларов ниже порога безубыточности. «Газпром» мог бы заработать на увеличении объемов экспорта. Но и этот путь для газовой монополии закрыт - хранилища заполнены на 85%, а крупнейшие покупатели либо отказываются от закупок, как, например, Турция, либо сокращают их, как, например, Германия (на 21%) или Китай (на 40%).
Европа охотнее закупает теперь газ у США. Россия же показала свою негибкость и несговорчивость в вопросах цены и в итоге проиграла дважды: рухнули и объемы поставок, и цена, которая упала ниже точки рентабельности. Кроме того, перспективы у российского газа в Европе совсем не радужные - Евросоюз с 2021 года может ввести углеродный налог. В случае его введения российские экспортеры будут терять до 2,8-3,6 млрд евро в год, что приведет к тому, что продавать газ в Европу будет себе в убыток. А к 2050 году в Европе и вовсе хотят отказаться от нефти и газа и перейти на водород.
Турция в этом году и вовсе отказалась от российского газа. Россия вложила 7 млрд долларов в газопровод «Турецкий поток», который в начале года торжественно запустили президенты Владимир Путин и Реджеп Эрдоган. По нему Турция должна была получать 16 млрд кубометров в год, но в итоге выбрала всего 4,5 млрд за полгода и закрутила вентиль, полностью перейдя на газ из Азербайджана, Ирана, Катара, Нигерии и США.
Российский газ не нужен и Китаю. Россия прокладывала газопровод «Сила Сибири» в надежде занять ощутимую долю на китайском рынке. Однако Пекину российский газ был изначально не нужен. Пекин предпочитает закупать топливо у Туркмении, Узбекистана и Казахстана. Кроме того Китай увеличивает свою внутреннюю добычу газа и уже стал крупнейшей страной по запасам СПГ. Перспектив «разворота на Восток» у России как не было, так и нет, и более 1 трлн руб. на газопровод выброшены на ветер.
Как падение спроса на нефть и газ повлияет на жизнь россиян
Перспективы у России совсем не радужные - доля сырьевого сектора экономики продолжит сокращаться и дальше в силу возрастающей конкуренции. Падение добывающего сектора без сомнения негативно скажется на всей экономике России и, как следствие, на уровне жизни граждан.
Мы с вами уже наблюдаем рецессию во всех сферах деятельности и, как следствие, этого растущий дефицит бюджета. У России пока еще есть резервы в виде ФНБ и резервного фонда, какое-то время еще можно продержаться на плаву, но итог всего этого предопределен. В перспективе ФНБ начнет стремительно иссякать, дефицит бюджета расти, государству станет сложно исполнять свои социальные обязательства, и Россия медленно может скатиться к ситуации начала 90-х. Все это может сказаться на социально-политической ситуации в стране.
Нашему правительству надо было давно понять, что экономический бум 2000-х уже никогда не повториться. Ничего не делать и получать сверхприбыли от продажи природных богатств уже не получиться, слезать с «нефтяной иглы» надо было давно. Давно надо было акцентировать внимание на развитии промышленности, сельского хозяйства, наращивать экспорт несырьевой продукции, делать прорывы в машиностроении и других отраслях.
Зависимость от углеводородов уже однажды привела нашу страну к коллапсу советской экономики, за которым последовал развал страны. В 2008-2009 годах падение цен на нефть также болезненно откликнулось для российской экономики, за которым последовало сокращение рабочих мест и закрытие предприятий. Даже восстановление нефтяных котировок начиная с 2011 года не смогло вернуть Россию на докризисный уровень.
А что будет сейчас, одному богу известно. Но понятно одно: если не начать что-то делать и предпринимать для развития экономики страны, для восстановления собственного производства, сельского хозяйства, для создания новых рабочих мест, для улучшения экономического и инвестиционного климата, дальнейшая сырьевая зависимость России может привести к печальным последствиям для всех нас.
источник