"Ельцин был избран президентом ленинской РСФСР, а вовсе не абстрактной "России". Все это, однако, не было неодолимым препятствием для воссоздания России, поскольку, свергнув породившую его власть КПСС и даже запретив ее, Ельцин вполне мог бы прямо заявить о незаконности большевицкого режима, о намерении возвратиться к прерванной легитимной традиции и, как следствие, о временном, переходном характере возглавляемой им власти. Но ничего подобного сделано не было. Со стороны властей не было дано однозначной оценки большевицкому перевороту как катастрофе, уничтожившей российскую государственность, и советскому режиму как преступному по своей сути на всех этапах его существования, не были ликвидированы по всей стране соответствующие атрибуты и символика, не были уничтожены все формы почитания коммунистических преступников.<…>
"Декоммунизация", о которой много говорили в то время, свелась к шутовскому "суду над КПСС", результатом которого вовсе не было осуждение партии, насильственно захватившей власть, установившей жесточайший тоталитарный режим и уничтоживший миллионы жителей. Напротив, существование КПСС как партии было признано вполне законным. Осужден был лишь факт "узурпации" ее руководящими структурами функций государственных органов (положение вполне смехотворное, учитывая, что все эти органы и само советское государство были порождением этой самой партии). Несмотря на запрет организационных структур КПСС (в чем не было ни малейшего смысла, коль скоро им на смену к тому времени пришли структуры КПРФ), остались в силе все идеологические элементы, отрицающие дореволюционную российскую государственность.
Не был отменен на государственном уровне культ Ленина: его капище на Красной площади вплоть до конца 1993 г. охранялось почетным караулом (и впоследствии в Думе и мэром Москвы неоднократно ставился вопрос о восстановлении "поста №1"), во всех населенных пунктах сохранялись его изваяния, посвященные ему музеи и т. д. Вопрос о ликвидации мавзолея не раз поднимался в течение последующих полутора десятилетий, однако всякий раз решался отрицательно. Причем одним из главных аргументов неизменно был тот, что это-де есть “покушение на нашу историю”, что в мавзолее покоится “основоположник нашего государства”.<…>
...ельцинская власть и не пыталась противостоять коммунистам на идейной основе. Базовые стереотипы идейно-политического "происхождения" членов ее правящего слоя были чрезвычайно сильны и значили для каждого из них очень много, поскольку люди понимали, что принадлежат к этому слою только потому, что когда-то в прошлом был установлен именно тот порядок, который вывел в люди каждого из них. Поэтому для ельцинского режима, несмотря на предпринимавшиеся время от времени неуклюжие словесные попытки откреститься от наследия предшественников, было характерно трепетное отношение к советским «святыням» и те же самые понятия относительно того, что есть история и культура. К тому же, чувствуя себя с середины 90-х весьма неуверенно, он стремился стабилизироваться, вбирая в себя еще более красную, чем он оппозицию и по возможности полнее сливаясь с ней идеологически." <…> - С.Волков. Почему РФ - ещё не Россия.
"Декоммунизация", о которой много говорили в то время, свелась к шутовскому "суду над КПСС", результатом которого вовсе не было осуждение партии, насильственно захватившей власть, установившей жесточайший тоталитарный режим и уничтоживший миллионы жителей. Напротив, существование КПСС как партии было признано вполне законным. Осужден был лишь факт "узурпации" ее руководящими структурами функций государственных органов (положение вполне смехотворное, учитывая, что все эти органы и само советское государство были порождением этой самой партии). Несмотря на запрет организационных структур КПСС (в чем не было ни малейшего смысла, коль скоро им на смену к тому времени пришли структуры КПРФ), остались в силе все идеологические элементы, отрицающие дореволюционную российскую государственность.
Не был отменен на государственном уровне культ Ленина: его капище на Красной площади вплоть до конца 1993 г. охранялось почетным караулом (и впоследствии в Думе и мэром Москвы неоднократно ставился вопрос о восстановлении "поста №1"), во всех населенных пунктах сохранялись его изваяния, посвященные ему музеи и т. д. Вопрос о ликвидации мавзолея не раз поднимался в течение последующих полутора десятилетий, однако всякий раз решался отрицательно. Причем одним из главных аргументов неизменно был тот, что это-де есть “покушение на нашу историю”, что в мавзолее покоится “основоположник нашего государства”.<…>
...ельцинская власть и не пыталась противостоять коммунистам на идейной основе. Базовые стереотипы идейно-политического "происхождения" членов ее правящего слоя были чрезвычайно сильны и значили для каждого из них очень много, поскольку люди понимали, что принадлежат к этому слою только потому, что когда-то в прошлом был установлен именно тот порядок, который вывел в люди каждого из них. Поэтому для ельцинского режима, несмотря на предпринимавшиеся время от времени неуклюжие словесные попытки откреститься от наследия предшественников, было характерно трепетное отношение к советским «святыням» и те же самые понятия относительно того, что есть история и культура. К тому же, чувствуя себя с середины 90-х весьма неуверенно, он стремился стабилизироваться, вбирая в себя еще более красную, чем он оппозицию и по возможности полнее сливаясь с ней идеологически." <…> - С.Волков. Почему РФ - ещё не Россия.
Reply
Leave a comment