Быть бы мне поспокойней: не казаться, а быть...

Jan 09, 2018 00:09

Ссылка-раз:
Любимая песня любимого автора, о которой пойдёт речь:
http://www.bards.ru/archives/part.php?id=4085
Ссылки-два, об дореформенную орфографию:
https://ivanov-petrov.livejournal.com/2099233.html?thread=120433441#t120433441
https://ivanov-petrov.livejournal.com/2099233.html?thread=120432673#t120432673
https://ivanov-petrov.livejournal.com/2100228.html


* * *
Никогда не принимал впрямую простой и ясный призыв, содержащийся в любимой песне. Главный персонаж песни переживает и осуждает себя за ошибку - не вышел на площадь - почему бы и нам, мне не присоединиться? Это же так просто! Но нет, это слишком просто...
Я всегда принимал этот призыв, и болезненно переживал - но не впрямую, а во всей своей сложности. Можешь выйти на площадь - в тот назначенный час? Всё также, не проще Век наш пробует нас!
О чём средняя часть этой трёхчастной песни? О, это чёткая и ясная история то ли полковника, то ли генерала (кажется, смутным прототипом является генерал Раевский? Гвардии полковник, князь Сергей Петрович Трубецкой. Но в его уста вложены немыслимые для генерала слова "а не прапор" - зачем-то...) О том, что его слава - лучинная, а у тех, кто вышел на площадь - солнечная. И вот я сижу, примерно два века спустя после описанных событий и прикидываю: для меня "лучинная" слава боевого офицера - ни фига не лучинная, а "солнечность" славы декабристов вызывает лишь грустную усмешку. Значит, Галич соврал? Да нет, он правду сказал, и сказал очень хорошо.
Человек может ошибаться - и, собственно, какое право мы имеем судить ЗА того полковника. Это он сам посчитал, что куда как мудро себя объявить в отъезде, это его мнение, что из-за этого шага его слава меркнет, это ему важно - а нам-то что? Ошибался он - или ошибался в том, что ошибся?... Можно ведь и так - и так?...

Нам показали одну историю одного человека -... а сколько этих историй? Сколько тут причастных? Да, все...

А нас - также, не проще, пробует наш век. И нам - тоже трудно, и нам надо принимать решения, про которые никто и никогда нам не даст ответа: а правильные ли они были? Сейчас - ну очень просто выйти на площадь. И - главное - легко уйти с неё потом, ничуточки не пострадав. Не слишком ли просто? Значит, главная проблема - беда - в том, чтобы понять, а действительно ли это тот, правильный назначенный час? Или - ладно бы в переносном, а то ведь и в буквальном смысле - знамя так называемой "свободы" прикручено к сливному бачку сортира? Вот то-то и оно, что не проще. Всё также. Набормотано столько, наколдовано столько, что пойди - повтори!...

В конце концов: полковнику - тому, кто в битвах сражался стойко - ведь страшно выходить на площадь. Ужас как страшно! Но хочется: и ведь не потому, что там можно было победить, а потому, что это ОЧЕНЬ ВАЖНО в правильный момент быть на площади! Не кому-нибудь, а ему самому!... Потому, что есть вещи пострашнее простого страха. Страх - ошибиться!

* * *
Я ни строчки не написал в своей жизни в дореформенной орфографии, я даже не старался ни разу. Всерьёз читать по дорежимному мне в моей жизни и не надо вовсе, почти совсем. Да: я вижу временами тексты в дореформенной, немного, совсем немного с ними работаю - ну и что? Так почему же я так за неё? Что мне, делать нечего?

Ладно бы, что-то новенькое: споры эти несчастные идут годами, это злоба вечная и неизбывная, какого чёрта опять снова в который раз лезть на рожон и стараться кому-то что-то объяснить? Огребу же в очередной раз - и все дела?...

Считайте, что это у меня манера такая выходить на площадь. На реальные площади я вот не выхожу (с 1991 года назначенного часа ни разу не увидал, а в 1991-ом выйти не успел, ехал в поезде по направлению к Москве всё время активных событий..., да кому это надо выяснять...) А вот на эту - выхожу и дерусь. Не потому, что надеюсь выиграть, а потому, что надо. Мне - надо.

* * *
Я всю (взрослую) жизнь занимаюсь информацией текстового характера. С 1995 года - именно электронным представлением именно книжек. Я знаю про книжки - все... что мне в рамках моей компетенции положено. Это - много, можно часами рассказывать. Но чуть что - я неплохо представляю, чего я не знаю, где надо звать специалистов по типографии, где лингвистов, а где предметников. Предметников - ... да любых... Ну и так вот: во многих сферах человеческого интереса обойтись в представлении русской литературы без источников в дореформенной орфографии - нельзя. Точнее: конечно можно, всё можно, но выходит плохо и очень плохо. Сколько их, материалов в дореформенной? В общем массиве - довольно мало. Но они очень и очень важные, без них - если что... Французская пословица гласит: обед без сыра - что красавица без глаза. Вот тут тоже: чуть что - такая красавица.

Надо сказать, что для меня занятия привязки человеческих знаний к компьютеру - любых знаний, любой культуры знаний - это всё-таки не просто способ времяпрепровождения и заработка. Это - такая миссия. Когда интересная, когда нет, но важная. И в этом месте хотите - считайте меня психом, да: я считаю это серьёзной миссией. У меня есть даже очень близкие друзья, испытывающие скепсис в этом отношении - а я на них не сержусь. Так что если Вы считаете также - так мне ни холодно - ни жарко. Я продолжаю.

Так вот: под-массив русских текстов, представленный в дореформенной орфографии - это под-массив, в отношении которого мы имеем последовательную и систематическую дискриминацию. Вызванную, положим, множеством причин, многие из которых веские. Но есть результат: мы гнобим собственную культуру. Мы все участвуем в этом процессе! Кто больше, кто меньше - но все. А при любой постановке вопросов о том, как это происходит - выплёскивается злоба, бурлят страсти...

* * *
И тут мы переходим к последнему аспекту: я не только и не столько специалист по своим задачам и странным предметным сферам. Я - просто гражданин своей страны. Здесь - набормотано столько, наколдовано столько! Здесь ВСЕ земные печали БЫЛИ! И ведь сколько бы ни резать ветчину - надо отвечать в конце концов! А - как отвечать? С чего можно начать? Как разгребать ЭТО?...

Тема дореформенной орфографии - маленькая, компактная, фантастически гармоничная и целостная тема - это точка сборки. Это возможность понять: что мы делаем не так, что именно нам можно и нужно любить, а что - ненавидеть и изживать.

Злость эта, эти эмоции - они ведь не на яти и еры. Они - на что-то другое. На многое другое и разное. У многих людей - на разное. Поразбиравшись у себя в голове, каждый может понять про себя самого: что именно важного, чего он не видит, но страшно на него зол - он не замечает.

Дело ведь не в том, что человек говорит временами чушь. Да, говорит, нормальное дело. Но бывают ситуации, когда про себя можно заметить: да, сказал чушь. И не просто так лениво заметить - это как раз означает, что человек взрывается возмущением, который считает праведным. А заметить внимательно: провести работу над своими ошибками, понять, что же он хотел-то сказать? Заметить наконец-то, что за бельмо на глазу мешает ему смотреть на вещи спокойно. Не часто встречаются темы, в которых это можно делать. Учебные темы. Орфография - это удивительно добрая учебная тема. Тема - полезная именно для того, чтобы работать над ошибками, чтобы не ошибаться как в правильнописании, так и в правильном - всём остальном.

Дореформенная орфография - всего лишь гвоздь, вокруг которой всё разное намоталось. Куча разных ошибок, ересей и непоняток. А сама по себе дореформенная орфография - прекрасна! Именно тем, что не обязательна - но есть!

И это - возможность - понимаете?...

Возможность стать лучше, настоящая, честная и прямая возможность, понимаете?

О русском языке

Previous post Next post
Up