Русский Дом. Как белый генерал стал национальным героем Парагвая

Aug 12, 2013 10:51


Наконец-то, к середине августа практически во всех храмах уже лежит последний номер журнала «Русский Дом», в котором опубликована моя статья про Ивана Тимофеевича Беляева.

Понимаю, что далеко не у всех есть возможность приобрести журнал, поэтому размещаю материал здесь. Причём полную версию, поскольку редактор несколько подрезал материал перед размещением.




В любом случае, рекомендую всем приобрести этот номер и, по желанию, регулярно читать «Русский Дом». Сегодня мало такого рода познавательных исторических изданий.
Как белый генерал стал национальным героем Парагвая

История России знает немало великих побед, но XX век принёс горечь поражения, обусловленного как предательством национальных интересов, так и активной работой агентуры западных стран, что привело к крушению Российской Империи. «Двадцатый век… Еще бездомней, Еще страшнее жизни мгла (Еще чернее и огромней. Тень Люциферова крыла)» - писал в поэме «Возмездие» переживший все тектонические сдвиги нашей исторической плоскости поэт Александр Блок. Ни в одной стране мира гражданская война не приобретала таких масштабов и не стала причиной столь масштабной катастрофы.

Добровольческая армия Юга России, позже вновь именованная Петром Николаевичем Врангелем Русской Армией, будучи преданная т.н. «союзниками» и потерпев поражение от РККА, была вынуждена навсегда покинуть Россию. Эвакуация армейских подразделений и гражданского населения из Новороссийска и Крыма навсегда останется в памяти последующих поколений как Великий Исход русского народа.

«Помню горечь солёного ветра, Перегруженный крен корабля, Полосою из синего фетра Уходила в тумане земля» - вспоминал позднее во Франции величайший поэт русского зарубежья казак Николай Николаевич Туроверов. Горечь утраты вместе с ним разделяли сотни тысяч верноподданных Российской Империи. Выбор у них был один - или быть зверски убитыми ордами Бела Куна и Розалии «Землячкой» Залкинд, или найти приют в других странах, чтобы в будущем иметь возможность вернуться на Родину.

Среди покидавших родную землю офицеров был и младший брат моего прапрадеда, генерал-майор от артиллерии Иван Тимофеевич Беляев(на фотографии справа в верхнем ряду).

Иван Тимофеевич родился 19 апреля 1875 года в семье генерал-лейтенанта от артиллерии Тимофея Михайловича Беляева, бывшего комендантом Кронштадской крепости в трудные революционные 1905-1907гг. Шестеро сыновей Тимофея Михайловича была военными офицерами-артиллеристами, закончившими Михайловское Артиллерийское Училище. Воспитывались братья в суворовском духе, твёрдо помня слова Александра Васильевича: «Артиллерия - бог войны». И не просто так, ведь их прадед Леонтий Фёдорович Трефурт был адъютантом великого полководца и даже ходил с ним через Альпы. Дочь Мария Тимофеевна Беляева была мачехой поэта Александра Блока и матерью его единокровной сестры Ангелины.

За бои на Карпатах в 1915 году Иван Тимофеевич «за спасение батареи и личное руководство атакой» был представлен к ордену Святого Георгия IV-степени. Артиллерийская батарея под его командованием также принимает активное участие в легендарном «Брусиловском прорыве», вновь вдохнувшем надежду в Русскую Императорскую армию. Но безбожный февраль 1917-ого года расставляет всё по местам. Приказ N1 Петросовета, полностью разложивший армию изнутри, принимается русским генералом с нескрываемой тревогой. Тогда ещё далеко не все могли понять, что под руководством А.Ф.Керенского Временное Правительство и Петросовет действовали совместно в целях уничтожения России.

Пройдя через нечеловеческие условия созданных «при помощи» Англии и Франции временных лагерей на о.Лемнос, в Галлиполи и Бизерте, потерявшие Родину русские люди рассредотачиваются по Европе. Это был самый настоящий удар по русской элите, которая не просто не была принята должным образом, а была вынужденавести борьбу за выживание - так «тепло» относились ко вчерашним союзникам в «цивилизованной» Европе. Разве что монархическая Сербия, знающая цену вступления России в Первую Мировую войну, относилась к русским людям должным образом.

«Европа не оправдала русских надежд. Парагвай - страна будушего» - под таким девизом в 1920-ые годы выходила в Париже газета «Русский Парагвай», которую читала практически вся наша белая эмиграция. Помогал её издавать известный учёный, химик-металлург, родной брат героя повествования - Николай Тимофеевич Беляев(на фотографии слева в верхнем ряду).

Так, как же генерал Беляев оказался в Парагвае, откуда он и вёл редакторскую работу по данной газете? Дело в том, что будучи ещё детских лет Иван Тимофеевич на чердаке фамильного имения в селе Леонтьевском, что под Гдовом, нашёл карту Парагвая. В семейной библиотеке он зачитывался Майном Ридом и Фенимором Купером. А путевые очерки «По Южной Америке» русского дипломата А.С.Ионина стала настольной. Тема индейцев увлекла его настолько, что он занялся ею всерьёз и надолго. Ивану Тимофеевичу было непонятно, отчего при колонизации Америки яркие представители западной цивилизации вместо того, чтобы наладить дружеские отношения с индейцами, подвергали их жесточайшему геноциду. К тому же, став со временем членом Российского Географического Общества, он во время службы на Кавказе получил бесценный опыт по изучению быта коренных народов, что позже серьёзно помогло ему во время многочисленных экспедиций по области Чако.

Разочаровавшись в Европе, Иван Тимофеевич отправляется в Аргентину. Однако, уже сформировавшиеся там после более ранних потоков эмиграции колонии, скептически относились к его идеи о создании «Русского Очага».

Характеризуя идею создания «Русского Очага», который должен был вопреки ассимиляции с местным населением сохранить русскоть в людях, писал следующее:

«Я мечтал об одном. В море продажного разврата и растления я надеялся найти горсть героев, способных сохранить и возрастить те качества, которыми создалась и стояла Россия.Я верил, что эта закваска, когда совершится полнота времен, когда успокоится взбаламученное море революции, сохранит в себе здоровые начала для будущего. Если нельзя было спасти Россию, можно было спасти ее честь.»

Узнав о том, что только что оправившийся от войны Парагвай созывает военных специалистов, в марте 1924 года Иван Тимофеевич отправляется в путь по зову сердца. Знакомый ему с детства по книгам и картам Парагвай предлагает достойные условия существования - восстановление в воинском звании, хороший оклад и уверенность в завтрашнем дне. Благодаря стараниям брата в Париже, Ивану Тимофеевичу удаётся пригласить выдающихся учёных и военных Российской Империи на службу их новой родине - Парагваю.

Но прежде чем сформировать «Русский Очаг» Ивану Тимофеевичу вместе с сослуживцами предстоит совершить 13 географических экспедиций в область Чако, которая занимает между Боливией и Парагваем территорию равную по площади четверти Франции. Благодаря совершенным экспедициям были составлены карты местности, найдены источники воды и установлены дружественные контакты с населявшими область индейцами. Последние настолько прониклись уважением к русском генералу, что сделали его вождём одного из племён, прозвав его Алебук(«Крепкая рука» в переводе с индейского наречия).

Чакская война 1932-1935гг. сравнима со Второй Мировой по своей жестокости. За Боливией стояла американская компания Рокфеллеров Standart Oil, а командовали боливийской армией немецкие офицеры под руководством Ганса Кундта и Эрнеста Рэма. Но благодаря русской смекалке и суворовской «Науке побеждать» армия Парагвая под руководством русских офицеров в пух и прах разбивает втрое превосходящие силы противника.

Закончив войну в звании генерал-лейтенанта, Иван Тимофеевич активно занялся «Русским Очагом» и правами индейского народа. Но его мечтам о «Русском Очаге» не суждено было сбыться - появилось множество завистников и недоброжелателей, которых итак всё устраивало. Среди белой эмиграции также произошёл раскол, когда во время Великой Отечественной войны Иван Тимофеевич с соратниками молился о победе Красной Армии и ставил свечки за Жукова и Сталина, называя последнего «красным богатырём».




Умер Иван Тимофеевич Беляев уже в преклонном возрасте 19 января 1957 года. Три дня Асуньсон, столица Парагвая, стоял в трауре. На отпевании в храме Покрова Пресвятой Богородицы присутствовала вся политическая элита страны. После траурных церемоний индейцы забрали тело «Белого Отца» и похоронили его в одном из островов в области Чако, где памятник ему стоит и по сей день.

Более подробную информацию по теме можно найти на сайте http://иван-беляев.рф и в блоге автора статьи http://cuamckuykot.ru/i/rod/

Беляев Дмитрий

P.S. На всякий случай размещаю обложку журнала, чтобы вы визуально смогли его определить на витрине:




Запись опубликована в моем блоге. Вы можете оставить комментарии здесь или здесь.

Русский Дом, Иван Тимофеевич Беляев

Previous post Next post
Up