Если в борделе бардак, надо не стулья переставлять, а блядей менять.
Один их камней преткновения для динамичного развития регионов, это главы регионов и их команды.
С арестом глав Сахалина и Коми, мы неожиданно (очень ожидаемо) узнали, что оба губернатора, матерые коррупционеры, утопающие в черном нале, коррупции и дорогих украшениях. Полагаю, что за редким исключением, почти каждый российский губернатор, нервно подергивает на руке свой Патек Филипп, глядя на душещипательные новости с Сахалина.
Система назначения губернаторов, лишила их всякой ответственности перед населением регионов, что сказалось как на гражданских и политических свободах, так и на росте коррупции в каждом конкретном регионе России.
Мы можем сколько угодно костерить губернаторов- воров, но с точки зрения человеческой логики, лишенной морального фактора, их действия совершенно оправданы.
1. Как стать губернатором? Нужно, чтобы за тебя попросили "старшие партнеры" имеющие интересы в регионе, либо самому зайти с такими предложениями, в том числе в чемоданной форме, в те органы, которые согласовывают региональных руководителей.
2. Как работать губернатору? Таким образом, когда человек получает кресло губера, ему надо вернуть вложенные в пост инвестиции (от 5 до 70 млн. евро), либо отрабатывать тему, которую дают "старшие товарищи". Все остальные вопросы, которые решает губернатор, имеют значение вторичное. Современные губернаторы, это неофедалы, вассалы (вот вообще ни чем не отличаются, губернатор Марий Эл вообще вон крепость строит), с одной поправкой. Феодал может быть хорошим, если например он верующий, или воспитан в духе классического "гуманизма" или любит свой отдельно взятый народ, бурятов, например. Наши губернаторы, в массе своей, люди без идеологической подоплеки и духовно-нравственных принципов. Потому, добрых вассалов у нас раз два и обчелся. У чеченцев есть Кадыров, у самарцев Меркушкин, у белгородцев Савченко, у татар Миннинханов (кстати тот самый Минин, который с Пожарским, был татарином, интересно они не родственники минин- ханов). Вот и все в общем-то. Да и то, я перечислил глав регионов, которые имеют собственные устойчивые политические группы, и играют с федеральным центром то в лояльность, то в сепаратизм (хрен редки не слаще).
Мы можем сколь угодно долго обижаться на губернаторов, но их начальство не мы, а те люди которые их поставили, с которыми у них договор на невмешательство в обмен на электоральное покрытие для Единой России. Естественно, такие губеры будут радеть не за народ, а выслуживаться перед своим начальством в рамках заключенного СП.
Как показал опыт внедрения этой системы, она постепенно пожирает сама себя. Такое большое и сложное государство как Россия не может в 21 веке жить по законам века 14. Она будет трещать по швам. Политическая элита не имеющая конкуренции, не способна развиваться и адаптироваться, и как следствие бронзовеет и рушится под собственным весом.
Современная система власти в России неотделима от емкости капиталов. Так случилось не сразу. Еще года до 2007 система ломалась. В системе присутствовали люди, которые имели власть и не готовы был монетизировать ее в капиталы. В итоге, все свелось только к потреблению. Точнее к статусу через капитал. Если ты губернатор, у которого нет хотя бы 30-40% бизнеса области, тебя уважать не будут, и слушать не станут. Нельзя в современной власти быть бедным, даже обеспеченным быть нельзя. Можно быть только богатым или очень богатым, чтобы боялись и уважали. Это не какая-то уникальная логика. Она пришла к нам прямиком из ОПГ 90-х, большинство из которых и стали современной властью.
Деньги вообще очень сложно оторвать от власти. В Европе эти вопросы частично решены, и механизмы лоббирования близких корпорация, там очень и очень тонкие. Не дай Бог, кто-то скажет, что ты за чей-то счет, особенно государственный, себе что-то приобрел.
В штатах поступили иначе. Там узаконены системы лоббирования. Это когда губер срастается с бизнесом региона или федеральным бизнесом, но в пределах легального поля. Мол брать можно, но только по правилам. Американская система в этом отношении находится по середине между отечественной и европейской. А вот Латинская Америка, Азия и Африка очень похожи на Россию.
Принципиальное отличие систем Запад-Восток в том, что на Западе деньги порождают власть, а на востоке власть порождает деньги. И мы в этом отношении, уже давно являемся Востоком.
Как оторвать губернаторов от коррупции и поставить их в рамки приличия? Либо узаконить лоббизм, либо дать им возможность свободно конкурировать. Но в рамках свободной конкуренции губернаторы уже не будут обязаны обеспечивать электоральную поддержку для ЕдРа, и весь механизм контроля за государством, посыплется как колосс на глиняных ногах. Аппарату президента придется работать совершенно по другим механизмам, в разы более сложным и тонким. К этому совершенно никто не готов. Для некоторых чиновников это вообще может стать концом карьеры.
Более того, дабы реализовать второй принцип, придется возвращаться к постулированию сакраментальности собственности и закона. Это то, о чем говорят нормальные либералы, средний и крупный бизнес. То есть правила игры должны быть зафиксированы на продолжительный срок, и решения всегда должны приниматься публично и только в суде (сейчас суд только отражает договоренности, достигнутые в кабинетах или банях). И здесь второй зацеп. Манипулировать такой системой намного сложнее, она более устойчивая в долгосрочном плане, но гораздо менее ручная. Сейчас любую собственность можно отобрать в раз, а любой закон работает так, как нужно конкретному властному субъекту.
Вот и получается, что страна управляемая в ручном режиме, вроде бы совершенно покладистая, но на практике, она рук совершенно не слушается, особенно когда проходит мобилизационный сигнал, затрагивающий элиты.
А переходить на конкурентную политическую систему страшно, потому что придется вести более сложную работу по консенсусной позиции, и косяки будет уже не спрятать. Придется отвечать. Отвечать никто не хочет ни на каком уровне.
Круг замыкается. Давать региональным элитам закон о лоббизме, значит давать им право обогащаться легально. Значит папочки в здании без окон будут худые и никуда не годные, а раз так, то и манипулировать будет сложно.
Так мне кажется, выглядит реальное положение вещей. А "дано" заключается в том, что в условиях тяжелого экономического кризиса, когда нужен мощный мобилизационный рывок, инертная система "взаимных компроматов" не позволяет федеральной власти снизить коррупционную емкость с 40-50% бюджета, хотя бы до приемлемых 10-20%. Пока удалось лишь заставить губернаторов перейти от одноходовых схем аффилированности к двухходовым (это когда все на жен записано и детей-младенцев, или племянницу 19 летнюю). Но это, как мы понимаем, не панацея. Она емкость денег в реальном секторе не увеличивает, скорости и качества освоения бюджету не прибавляет, конкурентной среды и доступа к ресурсам для местного бизнеса не увеличивает.
А концепция многонациональности, которая по инерции поддерживается посткоммунистическими элитами, еще и несет на себе постоянные сепаратистские риски. Причем если раньше эти риски были связаны только с нацменами, то теперь вмешивается еще и региональный фактор.
Если эту систему не сломать через колено, она поломает рано или поздно всю страну. Причем времени все меньше.
Мой совет такой: создать отдельную структуру, из невовлеченных в административный (чиновничий) процесс молодых людей, на прямом контроле у Президента, и дать им полномочия, ломать ситуацию через колено, при силовой поддержке, скажем ФСБ. Тогда будет результат. Сейчас вообще нашему Президенту нужен исключительно спецназ, новый, молодой, злой, трезвый, честный. Только он может развязать гордиевы узлы России. Нужен один большой Столыпин, и под ним еще три десятка маленьких.