Другой взгляд на Чеченскую республику, чеченцев и консерватизм

Jul 06, 2013 13:46





Как можно смотреть на Чечню и чеченцев? Как будете смотреть на нее вы, когда все ваше сознательное детство и юность туда будут уходить воевать ваши братья и друзья, их будут поливать грязью в СМИ, а потом, после долгожданной победы, окажется что победил не федеральный центр, а Чечня.

А в виде контрибуции получает космические субсидии и полную индульгенцию для всех своих земляков на всей территории метрополии? А лидер этой маленькой, но гордой республики тонет в роскоши, позволяет себе неполиткорректные высказывания по любым вопросам, тогда как его соплеменники бесконечно уходят от наказания за различные преступления по всей России.

Типовой взгляд обычного гражданина на такую проблему будет весьма негативным, а если взять мнение националиста, то оно окажется уже откровенно воинственным. Слишком много отрицательных факторов одновременно влияет на мнение наблюдателя, пытающегося рассуждать о Чечне и чеченцах.

Академическая политическая наука, как и любая другая наука, в которой теории строятся на эмпирических данных, учит нас быть беспрестанными наблюдателями, если мы желаем в действительности познать тот или иной процесс. Исходя из такого научного утверждения, приходится делать над собой большое усилие, сбрасывая с плеч весь негативный опыт памяти, и подходить к вопросу исследования современной Чечни и чеченцев с другой стороны.

Итак, что такое современная Чечня?

Только восстановленный регион, где на государственные деньги всей России одному отдельно взятому народу устроили рай. Так это выглядит снаружи, почти так же смотрится изнутри. Причем, по признанию главы республики Рамзана Кадырова, деньги ему и его краю дает Аллах! Многих в России, за пределами Чечни, откровенно бесят высказывания подобного характера. Почему, думаю, объяснять не надо.

Очень многих цепляют слова, о том, что деньги для Чечни - благодать от Аллаха. Критики шутят, что этот «Аллах» - Путин, потому что именно он дает возможность мятежной республики потреблять значительные ресурсы федерального центра в виде субсидий и федеральных программ.



Рассмотрим выражение Кадырова об источниках финансирования Чечни немного с другой стороны. Сразу оговорюсь, я не думаю что Кадыров, произнося свое любимое выражение, смеется над нами, или не знает, откуда приходят в Чечню деньги. Нет. Он прекрасно понимает всю финансовую цепочку, которая питает Чечню и чеченский народ. Более того, он сам эту цепочку выстроил.

Однако когда Рамзан Ахматович говорит об Аллахе, он действительно не шутит. Как не шутит любой Православный человек, когда говорит, «Слава Богу» за хлеб насущный. Сделаем для себя допущение, что Кадыров действительно верующий человек. Тогда его слова приобретают абсолютно прямой и наиболее верный, с точки зрения верующего смысл. Любой верующий человек, безотносительно суммы полученных средств, всегда уверен, что они получены благодаря Всевышнему. Причем не важно, выигрыш это от лотереи, комиссия со сделки или федеральная субсидия. Для человека верующего, любой финансовый приход не мыслим без воли Бога, ибо все и всё в Его власти.

Таким образом, когда мы слышим слова, о том, что Чечне деньги дает Аллах, мы слышим всего лишь постулирование веры и не более того. Это может кого-то раздражать, вызывать непонимание. Факт! Но восприниматься должно объективно. Объективность такова, что Кадыров - верующий мусульманин, и как верующий мусульманин он публично подчеркивает, что «по вере вашей да будет вам».

Мы бы все конечно хотели услышать от Кадырова другое. Как он смог так договориться с президентом и его окружением, что в Чечню деньги льются рекой, а законы РФ обходят и Чечню и чеченцев стороной. Этот вопрос для нас останется без ответа. Хотя можно дать простое и понятное предположение: Кадырову доверяют, потому что он сильный лидер, способный полностью подчинить себе все местные элиты и выстроить четкую вертикаль финансовых потоков. Еще Кадыров выполняет на себя взятые обязательства и, видимо, на него можно опереться как на надежного сторонника. Такова реальность, нравится она нам или нет.

Вернемся к Чечне и чеченцам. Чеченцы - специфическое традиционное общество с потенциалом перехода к обществу консервативному, наделенное некоторыми уникальными генетическими особенностями (ими наделены все народы, просто все разными) и сформировавшие свою традицию и миропонимание под воздействием ряда исторических, религиозных и географических факторов. Например, уникален тот факт, что Чеченцы являются самыми агрессивными людьми на планете. Это научное мнение, подтвержденное в России, в том числе, через суд. Такая формула не нравится самим Чеченцам, но правдой от этого быть не перестает.

Генетика Чеченцев такая - выносливость, неприхотливость, физическая сила, крепкое здоровье, воинственность, крайняя потребность в свободе и независимости от любых внешних факторов. Письменный язык отсутствовал за ненадобностью, устный состоял из примерно 2000-5000 слов. Первые исследователи из России и Европы зафиксировали 300-500 слов, в дальнейшем по мере разрастания общения с Российской Империей с одной стороны и арабским Исламом с другой в словаре Чеченского языка к середине 30-х годов XX века насчитывалось уже порядка 30 000 слов. Некоторые современные исследователи вопроса из чеченцев утверждают на основании собственных расчётов, что чеченский язык содержит до 1 млн. слов. Для сравнения средний крестьянин из удаленного района Пермского края 100 лет назад имел словарь до 40 000 слов. Нормальным же для человека получившего образование является использование свыше 10 000 слов. Словарь Даля, для сравнения, более 200 000 слов.

Речь не о примитивности Чеченцев в принципе. Речь о том, что чеченская культура и язык имеют некую спартанскую природу, которая основана на самой истории развития этого молодого народа. Собственно в народ, то есть в этнос, имеющий национальные предпосылки, чеченцы стали превращаться незадолго до появления Советского союза, после становления которого, национальное самосознание молодого чеченского народа было значительно форсировано. Во многом из-за геноцида казаков Кавказа, которые выступали естественным противовесом развитию национализмов кавказских народов.

Чеченский язык весьма молод и ориентирован на успешную реализацию основных функций и задач, стоявших перед чеченцами последние два века - выживание в сложной местности на фоне высокой конкуренции со стороны прочих этнических групп, скотоводство, воспитание детей и война.

Социализацией чеченцев тоже мало кто пытался заниматься от начала веков. Как уже сказано выше, как народ, имеющий национальные признаки, чеченцы стали формироваться на наших с вами глазах. Если оглянуться в историю, еще 150 лет назад горные народы существовали в тейповом (родоплеменном) мире, который исключал наличие метрополий, центральной власти и общих законов. Вместо этого, на первый план выступала традиция и обычай - предтеча любого современного права.

Согласно официальной истории, первый серьезный цивилизационный контакт с русским народом горцы совершили, когда грабили армянских и грузинских купцов, обильно следовавших в русскую метрополию. Тогда-то и начались непростые отношения двух народов. Затем были безуспешные попытки купить гордых горцев. Они все упираются в одно простое правило - кто платит горцам, тот им должен. Такая у некоторых сильных независимых людей философия. Когда попытки купить лояльность закончились провалом, в дело пошел боевой русский дух. Русские всегда были и останутся одними из лучших воинов в истории человечества. Если бы это было не так, России давно бы уже не существовало. За последние 500 лет истории 350 из них проведены в войне. Русские проигрывают только в двух случаях: либо их предают генералы, либо политики.

Генерал Ермолов и казаки довольно быстро убедили горские народы, что у русских все нормально с характером и мужеством, а решительности хватит на долгие годы кровавых войн. Надо отдать должное, что горцы - не глупые люди, и после упорного сопротивления они приняли аргументы силы. Имя Ермолова же стало на Кавказе нарицательным! Ему же обязаны своим появлением казацкие города Грозный, Махачкала, Нальчик - нынешние столицы наиболее строптивых регионов России. Сейчас встретить в них русское население или Казаков практически невозможно. Очень много воды и крови утекло с тех пор.

Чеченцы и другие близкие к ним племена Кавказа с большим трудом установили взаимоотношения с русскими. Шамиль, бывший предводителем дагестанских и чеченских кавказских тейпов в войне с русскими, сопротивлялся до последнего, но в итоге выбрал войне мир, а смерти своих земляков - жизнь и процветание.

Вся история взаимодействия России и русских с горными народами Кавказа пропитана духом мирного договора, дававшегося России всегда с очень большим трудом и ценой человеческих жертв. Так было и во время крушения Российской Империи в начале века, и во время войны с немецко-фашистскими захватчиками, и во время первой и второй чеченских компаний в самом конце прошлого века.

Горские народы понимают и уважают силу. Так было в начале, так есть и сейчас. Почему? Наиболее очевидный ответ - потому что вся их жизнь пропитана соревнованием сильных за власть, ресурсы и женщин. Горцы рождаются сильными духом, такова их генетика. Отрицать это, значит не видеть очевидных вещей.

Со времени сдачи Шамиля в плен под Гунибом в 1859 году до сего момента минуло 154 долгих года. За это время с обеих сторон накопилось довольно много обид и объективных претензий друг к другу. Но факт в том, что мы сейчас живем в единой стране, ее имя Россия. Наша Россия сильно отличается от России в Махачкале, Ведено или в Грозном. Правда! Но это тоже Россия. А Россия подмосковных Химок разве не так же разительно отличается от России Рублево-Успенского шоссе? И ничего, как-то мы до сих пор существуем друг с другом.

Много разговоров говорится о Кавказе. В правой среде особенно. Некоторые активно мастерят из кавказских республик - изгоев. Землю, от которой России проще отказаться и забыть навсегда. Нет Чеченцев - нет проблем. Такая вот мысль. Или зачем нам Дагестан? Где это? Не знаете? Так давайте отсечем рудимент. Под такими рассуждениями очень много накопленной за последние 20 лет взаимной ненависти, происхождение которой от невежества в воспитании с одной стороны, и в потакании слабости с другой.

Что за слабость? Слабости государственных органов, прежде всего центральной России. Закон перестает быть единым для всех в момент, когда к одним его продолжают применять, а к другим перестают. Корень этого зла сокрыт не в чеченских и дагестанских ребятах, «не умеющих себя вести», корень этого зла в продажных полицаях, судах, прокурорах… Они, к сожалению - русские, процентов на 80. Как и в целом по стране. Когда они не выполняют свой долг в области пресечения и предотвращения преступлений, а напротив, потворствуют кавказской молодежи за деньги или из страха, тогда и рождается та самая ненависть, которой с большим удовольствием манипулируют все - маргинальные политики, региональные финансовые группы, СМИ, политики федерального уровня, спецслужбы, в том числе, иностранных государств.

Выше мы говорили, что Кавказ и чеченцы уважают силу. А где они её видят? Когда сталкиваются с силовыми структурами и чиновниками, которые за долю малую и мать родную в мешке привезут, не поперхнутся? Это очень больное место российской действительности, здесь возможен только один выход. Вести себя по-мужски. Говорить правду. Делать, что обещаешь. Не торговать ни Родиной, ни честью. Иначе быть беде.

Если Вы все еще уверены, что во всем виноваты дикие кавказцы, то вспомните, что было со страной еще лет 20 назад. Когда рухнул Союз и в движение пришли огромные массы молодых алчных провинциальных маргиналов - русских и других народов, населяющих Россию? Просто Кавказ задержался с выплеском своих молодых пенсионариев на 15-20 лет, потому что там шла война. В Москве и других регионах России в это же время те же самые русские без страха и упрека резали, стреляли, били друг друга на части за землю, воду, воздух, деньги и женщин. И когда русская пансионная молодежь улеглась стройными рядами на кладбищах, так и не сотворив ничего годного, даже детишек, место стало много и место стало пусто.

Свято место пусто не бывает, так жизнь учит. Там, откуда ушли сильные молодые смелые русские, им на смену пришли другие молодые, но уже кавказцы. И не вина чеченцев, что пока они даже в условиях войны и нищеты рожали и воспитывали сыновей, русские пропивали свои квартиры, становились продолжениями шприцов с героином и плевать хотели на детей и будущее.

На Кавказе много юношей и в условиях свободы они всегда будут стремиться к лучшей жизни. А где она? В телевизоре, то есть в Москве, Питере, Волгограде, Сочи и т.д. Итак, мы понимаем, что Кавказ и кавказцы - это не их заслуга, а наша недоработка, перефразируя Ф. Дзержинского. Кавказ такой - не потому что плохой, а потому что мы должны быть сильными. Вот главная и единственная причина.

Чеченский народ - такой же народ, как и другие в России. Как и у других, у чеченцев есть свои уникальные отличия в области генетики, веры, традиции, восприятия свободы и власти. И если мы хотим мира и понимания с чеченцами или другими горцами, нам самим нужно быть сильными, начать уважать себя и свой закон, не попускать случаться беззаконию. С этого начинается любой порядок!

А возможен ли с горцами мир, если было уже столько негативных опытов за последние 150 лет? Возможен. Тогда было одно время, сейчас - другое. Тогда были одни условия жизни, теперь они изменились. Стало больше возможностей для труда, развития, роста. Больше точек для взаимного восприятия, и, конечно, с тех пор утекло очень много общей крови, каждый литр которой должен становиться не рекой разделяющей народы, а гранитом, объединяющим их.

Опять вернемся немного назад в историю и поговорим о социализации. Социализация народов - это некий процесс приучения или принуждения их к совместному ведению хозяйства в рамках единого государства. Не всякому народу требуется активная социализация, ибо народы очень различны по своему духу. Далеко не все народы населяющие Россию 150 лет назад и даже 100 лет назад имели такой уровень собственного сознания, что могли претендовать на национальную автономию и требовать государственности, и как следствие, бороться с социализацией.

На Кавказе, как уже было сказано, баланс сил и мир поддерживался сильной русской общиной в лице казаков, их потомков, метисов и других малых народностей, лояльных к России или имевших православную веру. Российская империя вообще социализировала народы через православие. Вера выступала фундаментом для государственной общности. Вторым фактором являлась служба царю и получение дворянских титулов. Это был путь для всех национальных элит, включая русскую. Надо отметить, что при всем этом русские никогда глобально не претендовали на полную национальную ассимиляцию малых народов. Язык, культура и верования многих из них дошли в целости до наших дней. Чего не скажешь о самой русской культуре и истории, которая испещрена сожжёнными книгами, подделками рукописей и просто перевиранием фактов в угоду очередному режиму.

Советский союз полностью изменил систему взаимоотношения народов. Существовавшую в России опору на православие и верность царю, в обмен на автономность и невмешательство в быт заменили на принудительную национализацию всех народов, безотносительно их готовности к обретению гражданской национальной идентичности. На фоне денационализации народа русского. Так появились многие страны, которые были буквально выдуманы в начале 20-го века. К примеру, Казахстан. Вместо автономности быта и уклада, всем был навязан общий стереотип советского человека - человека коллективного труда и такой же ответственности. Но и здесь вожди малых народов остались мудрее вождей больших. Пока русских и украинцев загоняли в колхозы и совхозы, насильно меняли сами основы бытия и миропонимания славян, то кавказцы и многие другие народы лишь удачно мимикрировали под советский строй, сохраняя при этом весомый уровень свободы и необходимое количество преференций в обмен на лояльность.

Советская власть, пытаясь выковать советского гражданина, безусловно, преуспела в этом. Нельзя не признать, что Союз смог на время создать из русских, евреев, чеченцев, украинцев, мордвы, татар, узбеков и других народов - советских людей. Люди эти, худо-бедно, но уживались друг с другом, а многие даже верили в ту самую пресловутую «дружбу народов». Более того, советский союз создал прекрасные лояльные прослойки интеллигенции почти во всех республиках СССР. Целые народы вышли на новый уровень развития, как в духовном, так и в материальном плане. Но чем все это закончилось? Мы знаем. Все это закончилось величайшей трагедией, распадом страны, десятками межэтнических войн, тотальной миграцией русских со всех бывших уголков державы.

Вслед за Русскими уехала и та советская элита нацменов, которую так старательно растил Союз. И к чему это привело? Все вернулось на круги своя, но не к уровню 1917 года, и даже не к уровню сдачи Шамиля в плен.

Все вернулось к уровню дикого национализма окраин, граничащего со средневековыми феодальными обществами. Таким образом, стратегия «плавильного котла» не просто оказалась не эффективной, она принесла народам России, прежде всего русскому столько горя и смерти, сколько он не видел за все время Великой Отечественной войны. Советская концепция «мультикультурализма» провалилась гораздо раньше, чем европейская, которая рушится сейчас на наших глазах. На этом фоне особенно странно, что именно в эту самую провальную стратегию толерантности и терпимости, нас опять пытаются втянуть некоторые политики и ученые, вроде Академика Тишкова с его Стратегией госнацполитики до 2025 года, принятой в 2012 году. Сам Тишков искренне пытается убедить нас и себя, что русских нет как нации, что все русские очень разные, а потому не могут считаться единым народом. Получается, академик как-то не замечает, что заспиной русской нации более 1000 лет становления этничности, национальности, государственности…

Вместо разного рода синтетических выдуманных стратегий плавления и кипячения народов давно пора принять наиболее разумный и прагматичный подход межнационального мира в России. Этот подход основан на сильном признанном русском народе и равноправных, основанных на действующем эффективном законе отношениях между всеми народами, населяющими нашу великую Родину. Только там где есть честный разговор двух сильных мужчин может быть мир и лад. Когда мы говорим: «Мы - русские, гордимся этим, уважаем себя и вас, и как себе не попустим зла, так и вам не дадим», то мы слышим в ответ: «Мы, чеченцы - гордый и сильный народ, уважаем себя и вас, потому что вы сильные, и не попустим зла ни себе ни Вам». Вот такая формулировка межнационального мира может продержаться века. Именно на основе такого отношения друг к другу можно стать единым целым - гражданами одного государства, служителями одной правды и исполнителями одного закона.

Рамзан Кадыров строит на основе традиционного общества чеченцев новое общество - консервативное религиозное общество, построенное на Коране, порядке и любви к Всевышнему. Чеченцы не отрицают федеральные законы России, они их часто не замечают, потому что у федеральных законов нет сильного защитника или носителя, которого можно бояться или уважать. Мне нравится консервативное общество, которое строится в Чечне. Мне нравится порядок и процветание в Чечне. Мне нравится заслуженное уважение и сила, которую имеет чеченский народ и Кадыров.

Я могу не разделять некоторых культурных убеждений Рамзана Ахматовича, вроде «нападения» на футбольных судей или расстрела женщин из пейнтбольных ружей. Но, в целом, его позиция - позиция верующего консерватора мне ясна и для меня приемлема. Кадыров строит в Чечне консервативное региональное общество с национальным и религиозным акцентом. Для националиста такое общество оптимально. При этом Кадыров не устает обращать внимание, что Чечня - часть России, она служит России и всем ее народам. Иначе говоря, Кадыров «артикулирует» третий фактор, первые два - это этничность и вероисповедание, а третий - это гражданственность, понимание общей гражданской и государственной позиции.

Если бы и русские губернаторы в русских регионах занимались тем же, наша страна была намного сильней, а люди жили бы иначе. Однако, мало от кого сейчас можно увидеть подобное радение за свою землю и народ на ней живущий. Обычно все всегда упирается только в деньги или межэлитарную войну. Выделить могу, разве что Белгородскую область, где мудро управляет Евгений Степанович Савченко, губернатора Санкт-Петербурга Георгия Сергеевича Полтавченко, да Меркушкина Николая Ивановича, управлявшего Мордовией, а теперь Самарской областью. В их регионах действительно видно руку управленца-администратора, но регионов у нас больше 80! А вспомнить можно только 4-5 руководителей. Слишком мало.

Каков итог? Мы имеем сильную сытую Чечню, живущую так, как она сама того хочет. Мы имеем множество проблем со взаимопониманием и совместным существованием чеченцев за пределами Чечни. Нужно ли нам ориентироваться на Чечню и пытаться быть таким же? Нет. Нам нужно ориентироваться на себя и становиться лучше, сильнее, доверять друг другу и учиться договариваться друг с другом.

«Когда будет сильный русский народ, все народы России будут жить хорошо. Когда русского народа не станет, то всем народам России придет конец!» - таковы слова моего друга, профессора-политолога дагестанца, одного из лучших специалистов в области межнациональных отношений и религии на северном Кавказе. И я лишь могу подписаться под этими словами, ибо это слова человека, который знает что говорит!

Чеченцы - хороший образчик того, как можно из разрушенной войной республики сделать пример для всего Кавказа. Как можно быстро и эффективно выстроить региональное консервативное общество, в котором нет толп наркоманов, алкоголиков, педерастов и брошенных детей. Зато есть жизнь, труд, благосостояние и будущее.

А лидер этой республики Кадыров, что бы о нем не говорили, добился очень многого, его уважают и друзья, и враги, и федеральная власть. Ему доверяют, потому что он держит слово и делает дело. Он никогда не бросает свой народ, всегда встает на его защиту. Он твердо стоит на своих ценностях и они, как показывает жизнь, лучше, чем многие общепринятые. Где нам отыскать таких же сильных и смелых лидеров, на которые мог бы так же положиться русский народ? Пока их не будет, ждать ренессанса России, надеяться на то, что Путин все сделает за нас - бессмысленно и глупо.

Сильное справедливое государство с консервативными принципами построения общества начинается с лидеров поддерживаемых активными деятельными людьми, способных встать во главе регионов и защищать народ этих регионов, развивая сами регионы. Будут лидеры - будет порядок и законность.

консерватизм, чеченцы, Путин, Кадыров, Чечня, Россия

Previous post Next post
Up