Продолжение. Начало под тегом "Индия 3".
Так как фотографий этого периода нет, вставлю в пост снимки, сделанные из поезда и кое-что из Гоа. Вот, например пища из ресторанчиков Гоа, о которой мы скучали не только в поездке по Азии, но и дома в России. Это сизлер, подается на раскаленной сковороде в капустных листочках (или фольге).
Ровно в девять часов вечера у индийцев, как по сигналу, начался коллективный отбой.
Сосед сменил отглаженные брюки на спортивные штаны, которые аккуратно заправил в носки. Снял и тщательно спрятал сандалии в пакет, пакет в сумку, сумку - под голову, и спокойно лег спать на отвоеванное у меня днем место. Ну а что переживать? Сандалики спрятаны лучше, чем жизнь Кощея.
Я, чертыхаясь про себя, что сидячие места теперь стали заняты, а спать еще не хочется, что муж далеко, что со всех углов на меня пялятся десятки любопытных глаз, вынуждена была лезть на свою полку.
Ночь в индийском поезде похожа на ад. Невыносимая жара. По вагону начинают летать голодные тараканы.
Нужно сказать, что индийские поезда - это аттракцион не для слабонервных, в них не предусмотрено никаких матрасов, подушек и простыней. Люди спят на голых полках или заготовленных в дорогу постельных принадлежностях. Вот когда с тоской вспоминаются наши отечественные железнодорожные комплекты белья, серые, сырые и такие родные.
У меня были с собой большое покрывало с шествующими по кругу грустными слонами и надувная подушка, припасенные в Гоа для подобных ситуаций.
Подошел муж и рассказал, что в штате Карнатака (через него в данный момент следовал наш поезд), существуют касты воров и убийц, которые орудуют в поездах. Пожелал мне спокойной ночи и ушел. Сон ушел вслед за ним.
Чтоб защититься от комаров, тараканов и любопытных глаз, с головой укуталась в простыню как в кокон и стала ждать сон.
Он все не шел.
Я проделала в коконе маленькую дырочку и стала наблюдать, как большое индийское семейство укладывает спать свою маленькую девочку. Ее сон тоже где-то задерживался.
Малышку поместили на нижней полке вместе с бабушкой. Немножко полежав и не уснув, девочка начала капризничать и плакать.
Тогда за дело взялись папа и дедушка.
(Они эту ночь решили не ложиться, а сторожить вещи, свою остановку, и друг друга, чтоб не заснуть и даже не стали раскладывать среднюю полку).
Ребенок был положен им на колени. Половина у папы, половина у дедушки. Все по-честному.
Вдвоем они принялись похлопывать ее по спинке и ножкам, видимо, это был секретный метод усыпления их девочки.
Ведь у каждого ребенка есть такой удивительный специальный ритуал, под который малыш засыпает. Я вспомнила, что свою дочку мне нужно было довольно яростно трясти на руках или в коляске строго вертикально вверх-вниз, только это и срабатывало. А моей племяннице требовалось положить руку на лицо, тогда она быстро успокаивалась и засыпала. Эти дети такие непредсказуемые!
Но в поезде, несмотря на все принятые меры, специальный метод не сработал. И через некоторое время малышка снова начала хныкать. Тогда ее водрузили поперек лежащей бабушки и стали похлопывать там. Но сон все равно не шел. Тут не выдержала мама, до этого усердно притворявшаяся спящей на средней полке. Она поменялась с бабушкой местами и положила дочку прямо сверху себя. Теперь уже мама хлопала девочку по спине и ножкам. Малышка сначала жалобно причитала, потом долго что-то шептала и, в конце концов, заснула. Все облегченно вздохнули, и только тетя и дядя девочки все это время спокойно похрапывали на третьих полках, вызывая зависть всех окружающих.
Я восстановила свой кокон и попыталась уснуть. Не тут-то было. Мне тоже хотелось ныть и капризничать, но не было перед кем. Всю долгую ночь я боролась то с подушкой, которая соперничала со мной в желании быть сверху, то с простыней, которая постоянно перекручивалась и сползала.
Я слышала, как ночью сошел с поезда прилежный сосед с нижней полки, как быстро собралось и покинуло вагон индийское семейство с крепко спящей девочкой.
В кратковременные моменты проваливания в небытие, снились кружочки колбасы на черном хлебе.
Наутро, из кокона, вместо веселой бабочки, вылупилась злобная моль с опухшими глазами.
В предвкушении скорой встречи с Шри-Ланкой, усталость и раздражение от неудобств поезда и остального мира быстро развеялись.
До Тируванантапурама мы доехали уже в полупустом вагоне. Взяли моторикшу и без происшествий добрались до аэропорта. По дороге рассматривали просыпающийся город с его жителями, но, к сожалению, посетить его достопримечательности не было времени.
Как-то очень быстро и легко прошли все таможенно-пограничные процедуры, сели в самолет и уже примерно через час, мы были в Шри-Ланке.
Этот перелет был уникален тем, что это был единственный за мое путешествие, во время которого ничего плохого не произошло. А летать нам пришлось неожиданно много. Не считая вынужденную посадку в Ташкенте (про это
тут и
тут), всего перелетов за пару месяцев оказалось девять.