Оригиналъ взятъ у
kirillovec въ
мои либерализмы-34 (имущество и честь-10): устаканить недвижимости , города и налоги! Не составляетъ тайны, что въ нашихъ крупныхъ городахъ проживаетъ масса деклассированнаго, экономически обрѣменительнаго для общества населенiя. Более того, въ складкахъ нашихъ городовъ гнѣздятся толпы нелегальныхъ мигрантовъ, далеко не каждый изъ которыхъ готовъ производительно трудиться и легализоваться. И не фактъ что въ сѣльской мѣстности эти люди вели-бы сѣбя хуже чѣмъ въ крупныхъ городахъ...
Далее, масса жителей въ свое время понаѣхавшихъ изъ деревень въ города могла бы и желать въ какой-то части воротиться обратно. Особенно если обратно , въ родныхъ вѣсяхъ ихъ будетъ ждать какое-никакое благоустроенное житьё. Согласимся, походъ въ дворовый туалетъ или перспектива стирки и сушки бѣлья при -20 не обязаны возбуждать...
Есть кстати и та проблема, что , не довѣряя банкамъ населенiе понакупило не столь мало городской недвижимости (задравъ уровень цѣнъ на нея) и нынѣ часто сдаётъ ея довольно кому попало.
Есть какъ ни странно и та проблема, что въ погонѣ за символическимъ капиталомъ, якобы такими ключами отъ соцiальнаго лифта, масса людей потратила массу силъ и денегъ на более или менее фиктивные дипломы о высшемъ образованiи и это не была производительная трата. И надо подобную трату какъ-то предотвращать далее, а съ владѣльцевъ этаго роскошества не худо бы обществу и получить чего.
Какъ сравнительно быстро и легально рѣшить данную проблему?
Давайте вспомнимъ, что налоги на имущество у насъ носятъ довольно архаичный (по-совѣтски) характеръ и касаются въ первую очередь недвижимости, коя только сейчасъ начинаетъ для этой цѣли оцѣниваться по какому-то подобiю рыночной стоимости.
Съ другой стороны, думать что всякiй доходъ гражданина можно пунктуально учесть съ помощью системы подоходнаго налога и декларированiя, а любого уклониста можныо выявить и наказать -- тоталитарная псевдолиберальная утопiя пахнущая гайдаровщиной.
Такъ вотъ, я либерально предлагаю вводить совершенно иные налоги на жителей, чтобы ихъ простимулировать въ правильномъ направленiи. Притомъ стараюсь не заниматься утопизмомъ.
1. Налогъ на стоимость имущества. Твердый %% отъ стоимости имущества, ДО порядка 0,2% (до недавняго было 0,1% отъ инвентаризацiонной стоимости ... но по сов.понятiямъ инвентаризацiя не предполагала переоцѣнки) въ зависимости отъ мѣстности. Кстати въ Европ онъ составляетъ до 0,5%. Стоимость имущества притомъ должна браться СТРАХОВАЯ , и сопровождаться этотъ налогъ долженъ обязательнымъ страхованiемъ онаго имущества (какъ въ ЕС!) -- и не только для того чтобы была рыночная оцѣнка, а и чтобы была прозрачность правъ собственности. Ну и страховой бизнесъ поддержать, заодно. А то для него простору маловато. А между темъ онъ заинтересованъ въ высокомъ качествѣ жизни массъ побольше банковскаго , скажемъ.
Я настаиваю, что въ стоимость имущества гражданъ надо включать интеллектуальный и сvмволическiй капиталъ, въ данному случа имущество и честь неотдѣлимы. Во-первыхъ дипломы объ образованiи. Во-вторыхъ, патенты , авторскiя права и авторскiя свидѣтельства -- это чтобы шустрѣе ихъ оборачивали. Въ-трѣтьихъ -- сословные титулы, гербы и флаги, право ношенiя частныхъ анаграммъ, гербовъ и флаговъ. (Такое было у англичанъ.)
Получатель -- всѣ уровни бюджета. Понятно, что доля государства должна быть именно тутъ прогрессивной. То есть, ежели имущество ну очень дорого стоитъ -- это обезпѣчивается инвестклиматомъ именно всѣго государства, и потому оно должно получить и дивиденды. Уплата -- какъ уже было съ налогомъ на имущество физ.лицъ.
2. Налогъ на родъ занятiй. Такой налогъ существуетъ во Францiи исторически. Смыслъ таковъ, что съ предпринимателей взыскивается завѣдомо дороже, съ лицъ неопределенныхъ занятiй тоже можно взыскивать больше. А понятно что квалифицированный рабочiй (или скажемъ просто крѣстьянинъ-землевладелецъ, или нетрудоустроенная многочадная мать) можетъ почти ничего и не платить. Родъ занятiй совершеннолѣтнихъ предстоитъ декларировать, подтвержденiемъ рода занятiй должны быть данныя съ мѣста работы (тому же Пенсiонному Фонду они сообщаются автоматически, какъ и налоговой) + данные о квалификацiи -- вотъ кстати и поддѣржка образовательной системы!!! Понятно Уплата налога можетъ производиться изъ получаемыхъ доходовъ. Для случаевъ, когда неясно каковы получаемые доходы (ханыга собираетъ металлоломъ, хипстеръ торгуетъ наркотиками, среднеазiаты трудятся подсобными рабочими) надо устанавливать повышенную ставку , а отвѣтственность за уплату налога НУЖНО возлагать на собственника занимаемой данной особой недвижимости. А если лицо съ неясными доходами жилья не занимаетъ, или если собственникъ недвижимости недоступенъ -- ну что же для неплатѣльщиковъ налоговъ существуетъ Уголовный кодексъ !!! Получатель -- преждѣ всѣго регiональный бюджетъ, кое-что въ общегосударственный. (У французовъ это муниципальный налогъ, но у насъ это м.б. просто опасно. Не надо также по-моему чтобы работающiе несовершеннолѣтнiе его платили. Но съ неработающихъ студентовъ его можно и нужно взимать!)
3. Прогрессивный налогъ на излишки жилой площади. Абсолютно ясно, что существуетъ санитарная норма. Минимально кажется 6 кв.м., нормально 12, какъ-то такъ. Въ срѣднемъ въ Россiи налицо на срѣдняго жителя порядка 20 кв.м. Реально более 40 кв.м. на домохозяйство и домохозяина и более чѣмъ по 25 на каждаго дополнительнаго жителя онаго это, простите, излишество. (Понятно что зарегистированнымъ частнопрактикующимъ спецамъ -- крѣстьянамъ-землевладѣльцамъ, врачамъ-фельдшерамъ-медсестрамъ, ремѣсленникамъ, художникамъ, скотоводамъ , даже старьёвщикамъ и т.п., -- должны быть тутъ льготы.) Разсчетъ налога долженъ быть связанъ со страховой оцѣнкой имущества, разсчетомъ налога на родъ занятiй и паспортнымъ контролемъ при оныхъ и отчасти кадастровой съемкой. Получатель -- преждѣ всѣго муниципалитетъ, отчасти и регiонъ.
4. (ВНИМАНIЕ!) Налоги на отдѣльные элементы жилья признаваемые роскошью -- естественно изходя изъ ихъ размѣра, дороговизна матерiала въ каждомъ разрядѣ заслуживаетъ особой шкалы. Давайте понимать, что эти штуки покупаются и оплачиваются не отъ недостатка платежеспособности.
а. Заборы и ворота , окормя рѣшетчатыхъ и свышѣ определенной высоты, а также изъ определенныхъ матерьяловъ. Давайте кстати понимать, что глухозаборность не сообразна Русскому Духу, зато сообразна турецкому..., ну и что ураганы очень любятъ размётывать заборы изъ листового желѣза. Скажемъ, полутарметровой высоты заборъ изъ штакетника или жердей на деревянныхъ столбахъ не долженъ вообще облагаться налогами.
б. камины , особенно отдѣланные дорогими матерiалами... это явная роскошь
в. каменныя , а также стальныя лѣстницы -- для большинства частнаго жилфонда деревни и даже малаго города абсолютно хватитъ деревянныхъ и желѣзобетонныхъ
г. черепичная кровля кое-какихъ видовъ , особенно изъ базальтовой черепицы -- кстати это очень дорогая черепица на Руси исторически не примѣнявшаяся... а еще есть дорогая глазурованная примѣнявшаяся исторически главнымъ образомъ къ храмамъ ...
д. фонтаны и водопады
е. рольставни, особенно рѣшетчатыя -- какъ правило рѣшетокъ и дверей изъ сварного желѣза и/или обычныхъ деревянныхъ ставень достаточно для безопасности и шумоподавленiя
ж. трѣтiй и выше этажи въ сѣльской мѣстности, да и просто высота дома
з. экзотическiя деревья
и. сейфы свѣрхъ какого-то габарита и матерьяла (понятно что несгораемые сейфы для папки важныхъ документовъ, горсточки украшенiй и пары стволовъ оружiя это въ общемъ не роскошь, но не безгранично же наращивать габариты!)
ж. оранжереи и зимнie сады, более какихъ-то габаритовъ
з. пѣчныя трубы окромя жестяныхъ и кирпичныхъ (бронзовая труба это извините роскошество)
и. окна более определенной ширины, особенно не верандные
к. потолки свыше определенной высоты и матерьяла (более 3.5 метровъ это просто роскошь)
л. полы -- каменные, стеклянные, да даже просто изъ дорогой плитки и дорогихъ породъ дерева
м. флюгеры
н. вывѣски (налогъ на рекламу !)
о. эллинги .
... возможны еще варiанты... частично подобные налоги существовали въ разныхъ странахъ (вспомнимъ французскiй налогъ на окна и двери!)
Разсчетъ налога долженъ быть связанъ со страховой оцѣнкой имущества, а также кадастровой съемкой. Получатель -- преждѣ всѣго регiонъ, отчасти муниципалитетъ.
5. Что-то подобное п.4. только примѣнительно къ могиламъ на кладбищахъ. Желаете паѳосно хорониться и разполагать паѳосными могилами близкихъ --- не затруднитесь уплатить !
Я не предлагаю притомъ упразднять налоги на домашнихъ животныхъ, транспортные срѣдства, да кстати и на землю. Это въ интересахъ народнаго сообщества, чтобы пользователи земли платили налогъ просто за право пользованiя и были заинтересованы реально пользоваться землей.
* * *
Что касается переселенiя въ деревню (включая городки и слободки до 10 000 жителей) горожанъ -- надо понимать, что это главнымъ образомъ вопросъ инженерной подготовки территорiй и что масса деревенскихъ домовъ могутъ и должны оснащаться городскими удобствами, и сравнительно со стоимостью элементарнаго городского жилья благоустроенное жилье въ деревеняхъ и поселкахъ не должно стоить очень дорого. Понятно, даже разворачиванiе административно-соцiальной инфраструктуры тутъ въ общемъ окупится налогами, если ихъ и вправду собирать.
Более того, именно земельный вопросъ въ провинцiи, а точнѣе неопределенность правъ на землю изъ-за хаотичной приватизацIи и необходимости кадастровой съемки и таксацiи земель по новымъ техническимъ стандартамъ создаютъ возможности массовыхъ переселенiй.
* * *
Я также либерально полагаю, что соцiальное жильё для нуждающихся жителей городовъ (да и для гарантируемыхъ жильемъ отставныхъ военныхъ, многочадныхъ и т.п.) можно и ДОЛЖНО строить главнымъ образомъ въ деревняхъ , сёлахъ, хуторахъ и слободкахъ. Вопросы собственности на оное жильё должны и оплаты его содержанья быть предмѣтомъ отдѣльныхъ разбирательствъ и особыхъ льготъ.
Что касается явнаго подъема налогообложенiя, не хуже ли будетъ ? Ну это не столь однозначно.
Во-первыхъ ростъ данныхъ налоговъ можетъ и ОБЯЗАНЪ компенсироваться сниженiемъ со стороны государства другихъ налоговъ, въ частности налога на доходы и cоцiальнаго налога. (Кстати ихъ сравнительно съ ЕС невысокoй уровень въ современной Россiи надо эксплуатировать !!!)
Во-вторыхъ, понятно что ростъ налоговъ гораздо больше затронетъ городскихъ, чемъ деревенскихъ и сможетъ снизить либо предотвратить излишнюю урбанизацiю.
Въ трѣтьихъ, ростъ налоговъ не очень значительно коснется именно малоимущихъ да и многочадныхъ тоже.
Въ-четвертыхъ, налоговый контроль сдѣлаетъ жизнь антисоцiальныхъ элементовъ (включая мигрантовъ) существенно сложнѣй, и это само по сѣбѣ есть хорошо.
Въ-пятыхъ, повышенные налоги на более дорогое жильё хоть отчасти покончатъ со спекулятивной дороговизной квадратнаго метра во многихъ городахъ и перевѣдутъ часть капиталовъ въ более мобильную сферу.
Въ-шестыхъ, растущая налоговая ТРАНСПАРЕНТНОСТЬ земель и людей явно не должна ухудшить инвестицiонный климать страны.
Въ-седьмыхъ, любителямъ архитектурныхъ и иныхъ потрѣбительскихъ излишествъ -- кстати обычно эти излишества ПЛОХО окупаются скажемъ при переводѣ жилья въ рыночный оборотъ или при трудоустройствѣ съ дипломами негосударственныхъ провинцiальныхъ вузовъ -- предстоитъ больше ДАВАТЬ обществу, и такимъ способомъ будутъ поставлены въ правовое поле многiе неизвѣстно какъ нажитые капиталы.
Въ-восьмыхъ, это создастъ дополнительные източники доходовъ регiональныхъ и мѣстныхъ (муниципальныхъ) бюджетовъ, да отчасти и общегосударственнаго, и новую заинтересованность власти относительно, извините, контроля надъ имущественной жизнью массъ, а также относительно природопользованiя, развитiя мѣстныхъ производительныхъ силъ и т.д. .
Вся тема
сюрреалистическихъ либерализмовъ см. у меня тутъ. Вся тема
баланса имущества и чести у меня см тутъ