Финская судоверфь проиграла тендер. Капитализм с человеческим лицом.

Dec 28, 2012 20:13



YLE НОВОСТИ ФИНЛЯНДИИ



Судоверфь компании STX Finland в городе Турку не получила заказ на строительство гигантского круизного лайнера. Следующий лайнер американской компании Royal Caribbean будет построен во Франции, сообщают в компании STХ. Упущение заказа грозит потерей тысяч рабочих мест. По подсчетам Ассоциации судостроительной промышленности, от потери заказа пострадают около 1000 фирм.



Строительные работы во Франции начнутся осенью 2013 года и завершатся в 2016 году. Общая сумма подписанного вчера контракта не разглашается. Контракт содержит опцию на заказ еще одного лайнера.

Ранее судоверфь STX Finland запросила у финского государства в качестве ссудного капитала 50 миллионов евро для получения заказа в Турку. Правительство ответило отказом на данный запрос, согласившись выделить лишь 28,3 млн евро инновационных субсидий.

Главный уполномоченный работников верфи Яри Аалто обвиняет правительство в запутанной системе поддержек, из-за чего заказ достался Франции.

Видный судостроитель, горный советник Мартин Саарикангас в проигрыше тендера обвиняет лично министра промышленности. По словам бывшего исполнительного директора судостроительной компании Masa-Yards, министр Ян Вапаавуори (Коалиционная партия) войдет в историю, как человек, который убил финскую судостроительную промышленность.

Лидер оппозиционной партии Истинные финны Тимо Сойни, в свою очередь, заявил, что правительство получит интерпелляцию, связанную с потерей контракта на строительство лайнера.



IMHO Чем интересна и поучительна эта довольно банальная история?

1. Финское судостроение запросило у государства кредит на сумму ок. 50 млн. евро. Государство смогло выделить только  немногим более половины. Естественно, что экономически более мощная Франция смогла дать своему судостроению нужную сумму, и французы выиграли тендер.
Другими словами, конкуренция происходит не между фирмами, а между государствами.

2. Госкредит - это бюджетные, т.е. общенародные деньги. Такие кредиты даются на льготных условиях, под низкий процент и на длительный срок. Это выгодно всем: и фирме, и народу, и государству. Повышается занятость, уплачиваются налоги, снижается нагрузка на социальные выплаты и т.д. Госкредит в социально-ориентированных странах - это совсем не тот распил бюджета, наблюдаемый в пост-советских "демократиях".

3. Это один из отличных примеров положительных сторон социально-ответственного капитализма. Дискуссия по выделению кредита проходила открыто. В ней участвовали на равных представители частного капитала, и профсоюзов, и государства. В данном случае не важно, кому принадлежат средства производства. Важно, что интересы народа, капитала и государства - совпадают. (Да простят мне эту "шпильку" догматики-марксисты).

4. Кстати, судоверфь STX Finland уже давно не финская, это корейцы.

5. Представьте на минутку, как бы происходило выделение бюджетных денег формально иностранной фирме в России. Отсмеявшись, вытрите слезы.

Previous post Next post
Up