Общество информационного шума

Oct 15, 2014 18:31

Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Чтобы отвлечь людей от Истины, Шайтан занимает нас пустословием - бесконечным обсуждением дутых сенсаций, скандалов, интриг, чужого грязного белья и т.д. Цитата из книги С. Кара-Мурзы «Манипуляция сознанием»:

"СЕНСАЦИОННОСТЬ И СРОЧНОСТЬ. Это - технология общего действия, обеспечивающая шум и необходимый уровень нервозности, подрывающей психологическую защиту. Однако иногда создание искусственного фона сенсационности служит какой-то конкретной цели, чаще всего для отвлечения внимания. Обычно сенсация не стоит выеденного яйца - то слониха в Таиланде родила, то плачущие англичане цветы принесли на могилу принцессы Дианы, то автобус в Португалии в кювет упал, то Козлёнка поймали. С чего бы сообщать это захлёбывающимся голосом? Тут уж каждый должен выработать чувство меры - сравнивать важность сообщения с нашими реальными проблемами. Вообще, те политики и информаторы, которые злоупотребляют этими атрибутами сообщений, просто должны мысленно заноситься в список штатных манипуляторов, и к ним всегда надо относиться с недоверием. Ах, нам только что сообщили! Ах, мы вас будем держать в курсе дела! Да что такого вы сообщили? Завтра сами же об этом забудете. Одними «чёрными ящиками» замучили - трещат о них после каждой катастрофы, а когда их к всеобщей радости найдут - молчок. Зачем тогда о них говорить? <...>

В программе манипуляции очень важен темп. Манипулятор достигает успеха, когда он опережает процесс мобилизации психологических защит аудитории. Поэтому такое большое значение придаётся сенсационности и срочности. Кавалерийская атака на слушателя и зрителя! С этого ритма надо стараться манипулятора сбить, нельзя позволить ему навязать его темп нашему сознанию - они не должны войти в резонанс. Этот приём отражён в народной мудрости: «Утро вечера мудренее!» Это значит, что полезно прервать контакт, дать сырым мыслям, чувствам и впечатлениям «отлежаться» - а потом начать на свежую голову. <...>

Манипуляция успешна в условиях «демократии шума», когда человека бомбардируют потоком никчёмных сообщений, и он не может сосредоточиться на той проблеме, по которой он должен выработать точку зрения. Не может сосредоточиться - вынужден хвататься за подсунутую ему трактовку. Устойчивость против манипуляции снижается, если одновременно с сообщением, которое внушает какую-то идею, на сознание человека воздействуют «помехой». Отсюда вывод: получив сообщение, в котором может быть скрыта идеологическая «контрабанда», надо отфильтровать шумы, которые служат помехами при обдумывании именно этого сообщения. Лучше на время вообще вырваться из потока сообщений, чтобы обдумать одно из них. Потеря невелика, этот поток не иссякнет, и ничего действительно важного нас не минует".

Недаром Всевышний Аллах, описывая мусульман, говорит:

«Воистину, преуспели верующие, которые смиренны во время своих намазов и которые отстраняются от пустословия» (Коран, 23:1-3);

«Они не являются свидетелями лжи (не присутствуют при лживых речах), а проходя мимо праздного (или пустословия), проходят с достоинством» (Коран, 25:72).

аль-Куртуби пояснил:

«Праздное - это всё негодное из слов и поступков (человека): туда входят песни, развлечения и всё остальное, близкое к этому; также туда входят глупости язычников, оскорбления ими верующих, (непристойные) упоминания женщин и другие порицаемые вещи» («аль-Джами'у ли-ахкями-ль-куръан», 13/77).

Ибн Аби Хатим в его толковании Корана (8/2739; см. также «Тафсиру-ль-куръани-ль-'азым» Ибн Кясира, 6/131) и Ибн Асакир (см. «Тариху Димашк», 33/128) передали, что Ибн Мас'уд проходил мимо развлечений, отвернувшись и не останавливаясь, а Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал о нём: «Ибн Мас'уд встречает утро и вечер, будучи благородным». Затем табиун Ибрахим бин Майсара, сообщивший этот хадис с чужих слов («мурсаль»), прочитал упомянутый аят из суры «аль-Фуркан».

Также известно, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил:

«Не будь многословен, не считая (слов) поминания Аллаха, ведь, поистине, многословие, не относящееся к поминанию Аллаха, (ведёт к) чёрствости сердца, и, поистине, наиболее далёким от Аллаха является жестокосердный» (ат-Тирмизи, аль-Байхакы. Имам ат-Тирмизи назвал хадис хорошим, и это повторил аль-Мунзири. См. «ат-Таргыб ва-т-тархиб», 3/344).

О том же, что есть поминание Аллаха в самом общем смысле, отлично сказал Шейху-ль-ислам:

"Следует знать, что всё, что произносит язык и испытывает сердце из того, что может приблизить к Аллаху, будь то поиск знаний и обучение, призыв к одобряемому и запрещение порицаемого - всё это относится к поминанию Аллаха. Поэтому, если кто-то занят поиском полезного знания после выполнения самых важных обязательств (столпов Ислама), или сидит в собрании, чтобы познать или поделиться тем знанием, которое Аллах и Его Посланник назвали «фикхом», то это тоже является одним из лучших видов поминания Аллаха.

И потому, если ты исследуешь (этот вопрос), то не найдёшь большой разницы в высказываниях первых (поколений уммы) относительно наилучших деяний" («Маджму'у-ль-фатава», 10/661).

Именно эти виды поклонения Аллаху языком мы и должны противопоставить тому информационному шуму, которым пронизано наше общество.

Читайте также:

О словоблудии
Речевая культура мусульман
Юмор в Исламе
Есть ли в Исламе песни и танцы?

И хвала Аллаху, Господу миров.

РФ, Праведные предки, Красоты Ислама, Неисламские науки, Вопросы вероучения

Previous post Next post
Up