Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Сохраняет ли веру мусульманин, который, живя в исламском обществе, полностью оставил намаз (зная о его важности)? Этот вопрос издавна является предметом споров в учёных кругах, однако наиболее веские доводы - на стороне тех, которые считают такого человека вышедшим из Ислама.
Всевышний Аллах, описывая в Коране лицемеров, среди их характерных признаков назвал небрежное отношение к молитве:
«Воистину, лицемеры пытаются обмануть Аллаха, но это Он обманывает их (обращая их коварство против них же). Когда они встают на намаз, то встают неохотно, делая это напоказ людям, и поминают Аллаха лишь немного» (Коран, 4:142);
«Тому, чтобы их пожертвования были приняты, не мешает ничего, кроме того, что они не веруют в Аллаха и Его Посланника, приходят на намаз, будучи ленивыми, и расходуют (имущество на праведные цели) нехотя» (Коран, 9:54);
«Горе ["вайль"] же тем молящимся, которые небрежны к своим молитвам и делают их напоказ!» (Коран, 107:4-6).
«Вайль», по мнению некоторых толкователей Корана, есть название долины в Аду. Ибн Джарир ат-Табари сказал:
«Эта долина, где течёт гной обитателей Геенны, уготована для лицемеров, которые молятся, не желая (получить награду) Аллаха, могуч Он и велик, посредством их молитв, и которые небрежны к намазам, когда совершают их» («Тафсиру-т-Табари», 24/630).
Также передаётся, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил:
«"Вайль" - это ущелье в Геенне, в которую неверный будет падать сорок осеней, пока не достигнет дна» (ат-Тирмизи, Ахмад, аль-Хаким. Достоверность подтвердил аз-Захаби. См. «аль-Мустадрак»,
3/391).
Кроме того, Аллах поведал нам:
«После них (пророков и праведников) пришли потомки, которые забросили намаз и стали потакать страстям. Все они встретят зло, кроме тех, кто раскаялся, уверовал и стал поступать праведно» (Коран, 19:59-60);
«В Райских садах они будут расспрашивать друг друга о грешниках, (а потом обратятся к ним самим): "Что привело вас в Преисподнюю?" Они скажут: "Мы не были в числе молящихся"» (Коран, 74:40-43).
Одних этих слов нашего Творца вполне достаточно, чтобы понять: Ислама без намаза не бывает. Более того, великие учёные нашей уммы высказывались о неверии того, кто пропустил по лени ОДНУ обязательную молитву!
Имам Абу Бакр аль-Исма'или говорил:
"(Учёные) разошлись во мнениях относительно людей, злонамеренно оставляющих обязательную молитву до тех пор, пока не выйдет её время, безо всякого оправдания; множество (улемов) признало (такого человека) неверным, ибо передаётся от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, что он сказал: «Между рабом (Аллаха) и неверием - оставление молитвы»" («И'тикаду аиммати-ль-хадис»,
стр. 64-65).
Примеры тех сахабов, которые считали так: Умар бин аль-Хаттаб, Али бин Аби Талиб, Абду-р-Рахман бин Ауф, Му'аз бин Джабаль, Ибн Мас'уд, Ибн Аббас, Джабир бин Абдилля, Абу-д-Дарда и Абу Хурайра (см. «ат-Тамхид» Ибн Абди-ль-Барра, 4/225; «аль-Мухалля» Ибн Хазма,
2/15; «Китабу-с-салят» Ибн аль-Кайима,
стр. 41).
Имам Ахмад сказал:
«Что касается молитвы - если (человек) пренебрегал ей, пока не наступило время другого намаза, то от него требуют покаяния; если он покаялся, (то его прощают), а если нет - казнят» («Ахкяму ахли-ль-миляли ва-р-риддати мина-ль-джамигь» Абу Бакра аль-Халляля,
стр. 477).
Искреннее покаяние сочетает в себе полный отказ от греха и исправление его благими делами (см.
Условия покаяния перед Аллахом). Поэтому человек, пропустивший по лени какой-то намаз, вернётся в Ислам лишь в том случае, если совершит следующую молитву (а если не умеет - то поспешит изучить этот вид поклонения). Если же он, приговорённый шариатским судом к тюрьме или смертной казни, и дальше будет «лениться» (т.е. ему неохота встать на намаз даже для того, чтобы выйти на свободу), то это, очевидно, является куфром, а не ленью. Даже имамы Малик и аш-Шафи'и, которые не признали такого человека вероотступником, полагали, что он заслуживает смертной казни в назидание другим (см. «Китабу-с-салят» Ибн аль-Кайима, стр. 41).
К этому разговору мы ещё вернёмся, если пожелает Аллах.
Читайте также:
О лжеисламских сектах и общинах И да благословит Аллах Своего Пророка, его семью и сподвижников.