Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Как объединить в наших сердцах эти внешне противоположные чувства? Всё довольно просто:
правильный страх перед Аллахом ограждает нас от грехов в настоящем и будущем, а правильная надежда на Его милость помогает не отчаяться, каким бы греховным ни было наше прошлое:
«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, и пусть душа (каждого из вас) посмотрит, что она приготовила на завтрашний День. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете» (Коран, 59:18);
«Поистине, те, которые уверовали, переселились и боролись на пути Аллаха, надеются на милость Аллаха. Аллах - прощающий, милосердный» (Коран, 2:218).
Относительно второго аята Катада сказал:
«Аллах восславил сподвижников Своего Пророка, мир ему и благословение Аллаха, наилучшим прославлением... после чего Аллах сделал их обладателями надежды, как вы слышите; тот, кто надеется, просит (прощения), а тот, кто боится, бежит» («Тафсиру-т-Табари», 4/319).
Религиозные чувства страха и надежды в Исламе всегда являются активными, т.е. побуждают человека к определённым действиям:
«Воистину, они (праведные предки) спешили творить добро, взывали к Нам с желанием и страхом ["ра́габан ва ра́хабан"] и были смиренны перед Нами» (Коран, 21:90).
Как сказал Ибн аль-Кайим:
"«Ра́гба» есть просьба, которая является плодом надежды. Поистине, тот, кто надеется (получить) какую-то вещь, просит (или ищет) её. Поэтому желание (отличается) от надежды, как бегство от страха".
"Что же касается «ра́хба», то он есть внимательное отношение к тому, как избежать неприятного, и является антонимом желания, которое есть устремление сердца в поиске желаемого" («Мадариджу-с-саликин», 2/55 и 1/508).
Также, по мнению некоторых учёных, в сердце здорового и богатого, сильного и влиятельного человека должен преобладать страх перед Аллахом, дабы удерживать его от новых грехов, а в сердце слабого и бедного - надежда, не позволяющая ему отчаяться. Доводом на это служат предсмертные слова Му'аза бин Джабаля, да будет доволен им Аллах:
«О Господи, поистине, я боялся Тебя, но сегодня я надеюсь на Тебя. О Аллах, поистине, Ты знаешь, что я не любил эту ближнюю жизнь ради течения рек и посадки деревьев, однако (любил) ради жажды знойных дней (поста), и тяжёлых часов (молитвы), и тесной близости к учёным в кружках (ищущих) знания» (Ахмад в «аз-Зухд»,
стр. 181; Абу Ну'айм в «Хильяту-ль-авлия»,
1/239; Ибн аль-Джаузи в «ас-Сиябу инда-ль-мамат»,
стр. 118-119).
Читайте также:
Жить надо будущим, а не прошлым! Почему чистое единобожие искупает любые грехи? Отличие надежды от упования И хвала Аллаху, Господу миров.