Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
В летние месяцы мусульмане на большей части России (кроме Северного Кавказа) сталкиваются с проблемой, о которой во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха) вряд ли кто-то мог подумать: так называемая «белая ночь», когда вечерние сумерки плавно перетекают в утренние.
Известно, что время утренней молитвы и окончания сухура (предрассветной трапезы постящихся) наступает с появлением белой зари на горизонте, как сказал Всевышний Аллах:
«Ешьте и пейте, пока белая нитка для вас не станет отличима от чёрной нити при рассвете» (Коран, 2:187).
Передаётся от Ади бин Хатима, да будет доволен им Аллах:
"Когда был ниспослан (аят, в котором сказано): «ешьте и пейте, пока белая нитка для вас не станет отличима от чёрной нити...», я взял чёрные и белые путы, (которыми связывают ноги верблюдов), и положил их себе под подушку, а ночью стал смотреть на них, но они не были различимы для меня. Утром я пошёл к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, упомянув об этом, и он сказал (мне): «Поистине, этот (аят подразумевает) черноту ночи и белизну дня»" (аль-Бухари, Муслим).
Также сообщают от Сахля бин Са'да, сказавшего:
"Когда снизошёл этот аят: «Ешьте и пейте, пока белая нитка для вас не станет отличима от чёрной нити», а какой-то мужчина желал держать пост, он привязывал себе на ноги чёрную нить и белую нить и не прекращал кушать (утром) до тех пор, пока их вид не был ясно различим для него. После этого Аллах ниспослал (поясняющие слова к данному аяту): «...при рассвете». Тогда они узнали, что Он имел в виду под этим ночь и день" (Муслим).
Важно не спутать рассвет с ложной зарёй, которая подобна волчьему хвосту; вторая загорается незадолго до первого, после чего небо вновь темнеет. Пророк (мир ему благословение Аллаха) предупредил об этом:
«Утренняя заря бывает двух видов. Заря, при которой запрещается есть и разрешается совершать молитву, и заря, при которой ещё нельзя совершать молитву, но дозволено кушать» (аль-Хаким, аль-Байхакы, ад-Даракутни. Достоверность подтвердил аз-Захаби. См. «аль-Мустадрак»,
1/263-264); в другой версии хадиса он пояснил:
«Что касается ложной зари, то она подобна волчьему хвосту, и в это время не дозволена молитва и не запрещена еда. А что касается зари, которая простирается вдоль горизонта, то это время, дозволенное для молитвы и запретное для еды!»
Но вот беда: выше параллели 48° 33′ (с некоторыми колебаниями) на Земле простирается обширный пояс белых ночей, где летом белизна небосвода не пропадает даже в полночь (по крайней мере, на горизонте). Чем дальше к северу расположен населённый пункт, тем светлее в нём белые ночи и тем бóльшее число суток они наблюдаются. Когда в таких условиях заканчивать сухур и вставать на утренний намаз?
Ни Коран, ни пророческая Сунна не дают ясного ответа на этот вопрос. Есть лишь один хадис, где Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) вскользь коснулся этой темы:
"Мы спросили: «О Посланник Аллаха, а как долго он (Даджжаль) будет оставаться на Земле?» (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Сорок дней, (из которых один) день будет подобен году, (ещё один) день - месяцу, (а ещё один) день - неделе, остальные же его дни будут подобны вашим дням». Мы спросили: «О Посланник Аллаха, а (в тот) день, который окажется подобен году, достаточно ли нам будет (выполнить пятикратную) молитву одного дня?» (Он) сказал: «Нет, но определяйте для (этого дня время намазов) должным образом»" (часть хадиса, переданного Муслимом).
Т.е. в этот долгий день мусульмане обязаны молиться так же часто, как они молились ранее - без оглядки на незаходящее Солнце.
Исходя из этого, улемы предлагают несколько методов условного решения проблемы белых ночей, самый правильный из которых - метод «сдвига широты» (когда источником расписания намазов выступает другой населённый пункт).
Шейха Ибн аль-Усеймина однажды спросили о положении тех стран, где угасание красной зари (т.е. момент, когда наступает время вечернего намаза) происходит очень поздно - так, что местным мусульманам трудно дождаться его. Он ответил:
«Если вечерняя заря не исчезает до того, как появится утренняя, или исчезает на время, которого не хватает для (совершения) вечерней молитвы накануне рассвета, то эти (мусульмане находятся) в положении тех, у кого нет времени для вечернего намаза; они определяют его время по ближайшей к ним стране из числа тех, для которых установлен период вечернего намаза (т.е. там, где вообще нет белых ночей - rm). (Некоторые же учёные) сказали, что (период этой молитвы) рассчитывают в соответствии с её временем в Мекке, так как она есть мать всех поселений» («Маджму'у фатава ва расаили-ль-'Усеймин»,
12/206).
«Съезд по вопросам исламского правоведения», проведённый Всемирной исламской лигой, постановил следующее:
«В-третьих: пояса высоких широт разделяются на три группы.
Первый пояс: он проходит между параллелями 45 и 48 градусов северной широты и южной широты. В нём очевидные признаки наступления периодов (молитв) ясно различимы на протяжении 24 часов (в сутки), будь эти периоды долгими или короткими.
Второй пояс: он проходит между параллелями 48° и 66° северной широты и южной широты. Здесь несколько дней в году некоторые из небесных признаков (наступления) этих периодов отсутствуют. Например, вечерняя заря, с (угасанием) которой наступает вечерняя молитва, не пропадает, а окончание периода закатной молитвы продолжается, смыкаясь с утренней молитвой.
Третий пояс: он простирается выше 66° северной широты и южной широты до полюсов. Здесь в течение продолжительного времени в году ночью или днём отсутствуют явные признаки наступления периодов (молитв).
В-четвёртых. Статус первого пояса таков, что его жители должны соблюдать молитвы в соответствии в их шариатскими периодами и пост по шариатскому времени: с появления истинной утренней зари и до заката Солнца, действуя согласно шариатским текстам относительно периодов молитв и поста. Тот же, кто не в силах поститься весь день или завершить пост из-за долготы его (ежедневного) времени, может прервать его и возместить в подходящие для этого дни.
В-пятых. Статус второго пояса таков, что здесь периоды вечерней и утренней молитв определяют путём сравнения с аналогичными периодами ночи ближайшей местности, где признаки наступления времени вечерней и утренней молитв ясно различимы. Заседание съезда предлагает (для этого) широту 45°, принимая во внимание то, что это - ближайшая (к данному поясу) местность, в которой облегчено поклонение или установление (признаков молитвы). И если, к примеру, вечерняя молитва наступает по истечении трети ночи на параллели 45°, то это относится и к ночи в широтах данной местности, где хотят определить время (этого намаза); этот пример относится и к утренней молитве» (оригинал
здесь).
На этот метод расчёта опирается сайт
Время намаза Читайте также:
Взаимное движение Солнца и Земли: кому верить? И хвала Аллаху, Господу миров.