Хотя абсолютное большинство учёных Сунны запрещают женщине любую дальнюю поездку без мужа или махрама (т.е. близкого родственника мужского пола), но какого-то шариатского наказания для женщин, нарушивших сей запрет, не предусмотрено. Мало того, некоторые улемы дозволяют женщине выйти в путь одной, если он безопасен. Имам аль-Айни говорил об этом:
"Если ты скажешь: «От Аиши передаётся, что она отправлялась в поездку без махрама, и на это опиралась группа учёных, дозволив женщине путешествовать без махрама», то я отвечу: «Все люди для Аиши были махрамами, поскольку она являлась матерью верующих, и путешествуя с любым из них, она путешествовала с махрамом. Но с любой другой женщиной люди не будут вести себя так»" («Умдату-ль-кари», 7/128).
"Если кто-нибудь скажет: “Вы сообщаете от Ибн Умара, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Женщина не должна отправляться в путь длительностью три дня (и более) без махрама»; но после смерти Пророка передано то, что опровергает сказанное - ...ибо Нафиа поведал: «Однажды вместе с Ибн Умаром в поездке находились близкие ему женщины, у которых не было махрамов»”, то ему нужно ответить: «В этом нет противоречия, ...так как мы сообщаем, что Пророк запретил женщине поездку без махрама длительностью три дня; это запрещает ей такую поездку, но дозволяет ей отправляться в менее длительный путь без махрама. И вполне возможно, что поездка, в которой пребывали эти близкие (Ибн Умару) женщины, была именно таким путешествием, которое не входит в рамки данного запрета»" («Нахбу-ль-афкяр», 9/29).
Отсюда следует, что любая взрослая и свободная женщина всегда имеет возможность выехать из любой мусульманской страны (по крайней мере, в мирное время), не опасаясь того, что пограничники задержат и развернут её назад из-за отсутствия сопровождающего мужчины. Даже в Средние века внешние границы исламского мира никогда не были закрыты железным занавесом, и для большинства взрослых женщин (мусульманок и зиммиев) проживание в этих обществах было результатом их собственного выбора, а не принудиловкой, навязанной сверху.
Кстати, в одном из номеров украинского «95-го квартала» актёры ехидно высмеяли тех неверных, которые пытаются освободить «забитых мусульманских женщин» - выдумав сюжет о том, как два украинских казака приехали в Стамбул забрать с собой Роксолану:
(Попутно замечу, что украинское происхождение Хюррем-султан - это не более, чем легенда, которую не подтверждают никакие турецкие или крымскотатарские источники)