О взгляде на покойника

Feb 02, 2024 22:45

В похоронных традициях некоторых мусульманских народов действует запрет на то, чтобы открывать лицо покойника после ритуального обмывания и завёртывания в саван; например, в статье Ф. Гайсиной «Запреты в похоронно-погребальных обрядах башкир» сказано следующее:

"Важной частью ритуала является омовение (тех, кто прощается с усопшим - rm). Нельзя приходить прощаться с покойным без омовения, чтобы не нарушить «чистоту» покойника. После обмывания и облачения в саван умерший считается «чистым», поэтому категорически запрещается нарушать его «чистоту» - открывать лицо и смотреть" (полностью здесь).

Однако в шариате Аллаха такого запрета не существует:

"Если его семья захотела увидеть его (покойника), то им нельзя это запрещать, поскольку от Джабира сообщается, что он рассказал: «Когда был убит мой отец, я приподнял одежду, покрывавшую его лицо, и заплакал, и Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не запретил мне этого делать». А Аиша рассказала: «Я видела, как Посланник Аллаха целовал уже мёртвого Усмана бин Мазъуна, и видела, как текут его слёзы»" («аль-Мугни» Ибн Кудамы, 2/172).

Шейх аль-Мунаджжид пояснил:

"Эти хадисы указывают на желательность закрывать лицо покойника и одновременно на допустимость того, чтобы к нему заходили (близкие люди), раскрывали и целовали его лицо - независимо от того, происходит это после завёртывания в саван или до этого. В хадисах об Абу Бакре и Джабире (они делали это) после кончины, но до облачения мертвеца в саван, а в хадисе об Усмане бин Мазъуне - после облачения. Об этом ясно говорится в версии аль-Бухари: «Когда он скончался, был обмыт и завёрнут в свои одежды, к нему вошёл Посланник Аллаха...»" (оригинал здесь).

Читайте также:

Можно ли брать плату за похороны?
О втыкании ветки в могилу мусульманина
Хадисы о чтении Корана над мертвецами
О донорстве органов и фотографировании трупов
О соболезнованиях
Почему на покойнике проступают синяки

Фикх, Грехи и заблуждения мусульман

Previous post Next post
Up