В похоронных традициях некоторых мусульманских народов действует запрет на то, чтобы открывать лицо покойника после ритуального обмывания и завёртывания в саван; например, в статье Ф. Гайсиной «Запреты в похоронно-погребальных обрядах башкир» сказано следующее:
"Важной частью ритуала является омовение (тех, кто прощается с усопшим - rm). Нельзя приходить прощаться с покойным без омовения, чтобы не нарушить «чистоту» покойника. После обмывания и облачения в саван умерший считается «чистым», поэтому категорически запрещается нарушать его «чистоту» - открывать лицо и смотреть" (полностью
здесь).
Однако в шариате Аллаха такого запрета не существует:
"Если его семья захотела увидеть его (покойника), то им нельзя это запрещать, поскольку от Джабира сообщается, что он рассказал: «Когда был убит мой отец, я приподнял одежду, покрывавшую его лицо, и заплакал, и Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не запретил мне этого делать». А Аиша рассказала: «Я видела, как Посланник Аллаха целовал уже мёртвого Усмана бин Мазъуна, и видела, как текут его слёзы»" («аль-Мугни» Ибн Кудамы, 2/172).
Шейх аль-Мунаджжид пояснил:
"Эти хадисы указывают на желательность закрывать лицо покойника и одновременно на допустимость того, чтобы к нему заходили (близкие люди), раскрывали и целовали его лицо - независимо от того, происходит это после завёртывания в саван или до этого. В хадисах об Абу Бакре и Джабире (они делали это) после кончины, но до облачения мертвеца в саван, а в хадисе об Усмане бин Мазъуне - после облачения. Об этом ясно говорится в версии аль-Бухари: «Когда он скончался, был обмыт и завёрнут в свои одежды, к нему вошёл Посланник Аллаха...»" (оригинал
здесь).
Читайте также:
Можно ли брать плату за похороны? О втыкании ветки в могилу мусульманина Хадисы о чтении Корана над мертвецами О донорстве органов и фотографировании трупов О соболезнованиях Почему на покойнике проступают синяки