Хотят ли муслимы войны?

May 13, 2014 12:49

Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Ответ на вопрос, вынесенный в заголовок, даёт благородный хадис нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Передают со слов Абу Ибрахима Абдуллы бин Аби Ауфа, да будет доволен Аллах ими обоими, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, в один из дней, когда он встретил врагов (т.е. во время военного похода), подождал, пока Солнце не начало клониться к закату, а потом встал среди (людей) и сказал:

«О люди, не желайте встречи с врагом и просите Аллаха об избавлении (от дурного), но если уж вы встретились с ними, то будьте терпеливы (в бою) и знайте, что Рай находится в тени (ваших) мечей!» (аль-Бухари; Муслим).

Имам ан-Навави пояснил:

"Поистине, он запретил желать встречи с врагом, так как в нём (желании) есть тщеславие, самоуспокоенность и доверие своей силе, что является одним из видов бесчинства. Аллах же поручился победить того, кто преступает (Его законы), так как эта (самоуспокоенность) содержит в себе недостаток должного внимания и презрение к врагу; она противоречит предосторожности и благоразумию. Некоторые истолковали (данный хадис) как запрещение желать (встречи с врагом) в особой обстановке - когда есть сомнения между (возможной) пользой от неё и получением вреда. Помимо же (этого случая) любая битва есть достоинство и повиновение (Аллаху). Однако правильным является первое (толкование) - поэтому (Посланник), мир ему и благословение Аллаха, дополнил (свою речь) словами: «И просите у Аллаха избавления»" («Шарху сахихи Муслим», 6/183).

Армия, которая рвётся в бой, уже предвкушает победу над врагом - благодаря её численному и/или военно-техническому превосходству. Однако реальный исход предстоящего сражения неизвестен никому, кроме Аллаха, Который сказал:

«Аллах одарил вас победой во многих местах и в день Хунайна, когда вы радовались своей многолюдности, которая (поначалу) ничем вам не помогла. Земля стала тесной для вас там, где была широка, и вы повернули вспять» (Коран, 9:25).

Героическая смерть на поле боя тоже не всегда означает шахаду (мученичество) и прощение грехов; как сказал Ибн Дакык аль-'Ид:

«Встреча смерти является одной из самых тяжёлых и трудных вещей для (человеческих) душ со многих сторон. Те же события, которые (человек) предполагает для своей души, могут и не оправдаться; он (Пророк) же боялся, что при свершении (этих событий душа) окажется не такой, как он того хочет, и потому не желал встречи с врагом» («Ихкяму-ль-ахкям», 2/684).

И хотя мусульманин должен быть всегда готов к смерти, но рваться к собственной кончине ему не следует. На сей счёт есть пара важных хадисов:

«Пусть ни один из вас не желает (себе) смерти от беды, снизошедшей на него! Ну, а если ему так хочется этого, пусть скажет: "О Аллах, оставь меня жить, если жизнь будет лучше для меня. И упокой меня, если смерть будет лучше для меня"» (аль-Бухари, Муслим);

«Не желайте себе смерти, ведь, поистине, её наступление ужасно. Благополучие же (состоит в том), что жизнь раба (Аллаха) тянется долго, а Аллах, могуч Он и велик, внушает ему обращение (к Себе и Своим законам)» (Ахмад, аль-Баззар. аль-Хайсами подтвердил достоверность в «Маджма'у-з-заваид», 10/203 и 10/334).

Как прокомментировал Али аль-Кари:

«Причины запрета желать смерти: во-первых, из-за суровости её прихода, ибо, поистине, её желает себе тот, кто раздражён - от нехватки терпения; когда же беспокойство желающего (себе смерти) возрастает, он заслуживает (получить) возросший гнев (Аллаха). Во-вторых, для того, чтобы обрести счастье в ходе длительной жизни» («Миркату-ль-мафатих», 3/1163).

Ибн Хаджар сказал:

«В безусловном желании (смерти) присутствует (один из) видов протеста и неприятия предрешённой (Аллахом) судьбы» («Фатху-ль-Бари», 10/128).

Таким образом, цель мусульман в этом мире - прожить долго и накопить за это время побольше праведных дел (при минимальном количестве грехов). Желать же смерти - в той форме, в какой повелел Пророк (мир ему и благословение Аллаха) - допустимо лишь тогда, когда мусульмане опасаются за свою веру. ат-Тирмизи, Ахмад и Малик передали от него следующую мольбу:

«О Аллах, поистине, я прошу у Тебя совершать благое, оставить порицаемое и любить бедняков; прошу простить и помиловать меня, а если Ты захотел (испытать меня) людьми, вводящими в искушение, то упокой меня так, чтобы я не поддался их соблазну! О Аллах, поистине, я прошу Тебя о Твоей любви, и любви тех, кто любит Тебя, и любви, которая приведёт меня к Твоей любви!» (хадис достоверен. См. «ат-Тамхид» Ибн Абди-ль-Барра, 24/321; «аль-Мустадрак» аль-Хакима, 2/214 и «Маджма'у-з-заваид» аль-Хайсами, 7/178).

Читайте также:

Ложь на шейха аль-Альбани
Покаешься за грехи перед смертью?
Мёртвые души
Важнейшие виды терпения
Страх перед Аллахом и перед опасностями

И да благословит Аллах Своего Посланника, его семью и сподвижников.

Взаимоотношения с неверными, Война и мир, Грехи и заблуждения мусульман, Красоты Ислама, Вопросы вероучения

Previous post Next post
Up