Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Для некоторых сектантов, больных «джархоманией» (т.е. тягой к исламскому критиканству), вопрос об ашаризме Ибн Хаджара и ан-Навави настолько важен, что они готовы списать всех учёных, которые не разделяют их позицию на сей счёт:
Посмотрим же, что думали об этом имамы прошлых веков. Хафиз Юсуф Ибн Абди-ль-Хади аль-Ханбали (841-909 гг. х.) в своей книге «Кяшфу-ль-гата ан махды-ль-хата» говорил:
"аль-Манасухи аш-Шафии упомянул, что ранние последователи аш-Шафи’и строго исповедали Сунну, тогда как их поздние поколения в большинстве своём следуют ашаритскому мазхабу. К числу последних принадлежат аль-Газали, Имам двух святынь (аль-Джувайни), Абу-ль-Касим Ибн Асакир, Ибн Абди-с-Салям, Ибн Дакык аль-’Ид и ан-Навави. Однако одни из них были привержены (ашаритским идеям) больше, чем другие. Некоторые из них во всём были согласны с аль-Аш’ари, а некоторые поддерживали его лишь отчасти.
Потом он упомянул сторонников имама Ахмада, сказав: «Первые их поколения следовали чистой Сунне, и их поздние поколения ближе к Сунне, чем все поздние учёные остальных (мазхабов)»" (
151 стр.).
Как видим, он признал, что не все из перечисленных им шафиитов строго придерживались ашаритского мазхаба. А имам аз-Захаби, говоря конкретно об ан-Навави, упомянул следующее:
«Его мазхабом относительно тех свойств Аллаха, которые воспринимаются на слух (т.е. не вполне понятны для разума), было молчание, проходя мимо них и оставляя в том виде, в каком они даны, и, возможно, он изредка толковал их (в ином смысле) в комментариях к Муслиму» («Тариху-ль-ислям»,
50/256).
То есть для ан-Навави не были характерны ашаритские приёмы понимания Божьих атрибутов, отрицая (тафвид) либо искажая (тавиль) их смысл. Далее, об Ибн Хаджаре аль-Аскаляни тот же Ибн Абди-ль-Хади сказал:
«Он (Ибн Хаджар) любил шейха Такыйю-д-Дина Ибн Таймию и почитал его, следуя за ним в основах религии согласно принципу хадисоведов; по этой причине многие шафииты умаляют его достоинство и не возносят его на такой же уровень почтения, как Ибн Насыра» («ар-Рияду-ль-яни'а»; см. сноску к книге «Зайлю тазкирати-ль-хуффаз»,
стр. 338).
Таким образом, нет никаких причин обвинять в чём-то тех шейхов, которые не считают их полноценными ашаритами.
Читайте также:
Неверные представления о некоторых учёных Об убеждениях некоторых «ашаритских» учёных Об имаме ан-Навави Ещё об Ибн Хаджаре и ан-Навави Убеждения Абу-ль-Хасана аль-Ашари