Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
«Мне пришло в голову», «меня озарило», «меня осенило», «меня стукнуло по голове» - так люди говорят о мыслях, которые ранее отсутствовали в их сознании. Сами фразы передают нашу глубинную веру в то, что эти мысли являются плодами воздействия на человека каких-то внешних факторов. Оно и понятно: без чужой помощи человек не сможет открыть для себя то, что было ему неизвестно и недоступно. В одних случаях эту помощь оказывают люди, а в других?
Передают со слов Ибн Мас‘уда, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«К каждому из вас приставлен спутник из числа джиннов и спутник из числа ангелов» (Муслим).
В другом хадисе, переданном ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Хиббаном, он пояснил: «Поистине, шайтан внушает сыну Адама одно, а ангел - другое. Шайтан внушает ему зло и неверие в Истину, а ангел - добро и веру в Истину. Если кто-либо почувствует это (второе), пусть знает, что оно - от Аллаха, и пусть воздаст хвалу Ему. Если же кто-либо ощутит иное, пусть попросит Аллаха уберечь его от проклятого шайтана». Потом он прочёл: «Шайтан угрожает вам бедностью и повелевает мерзости. Аллах же обещает вам прощение от Него и милость. Аллах - объемлющий, знающий» (Коран, 2:268). См. «Мадариджу-с-саликин» Ибн аль-Кайима, 1/69-70 и «Тафсиру-ль-куръани-ль-'азым» Ибн Кясира, 1/699-700.
Кроме этого, часть мыслей исходит от наших душ:
«Мы сотворили человека и знаем, что нашёптывает ему его душа» (Коран, 50:16).
Итак, у любого человека есть выбор между ангелом, дьяволом и душой (см. также
О хадисе: «Кто познал свою душу, тот познал своего Господа»). Наша свобода в этом вопросе так же очевидна, как свобода выбора между хорошими и плохими друзьями: разве может кто-то сетовать на то, что к нему всегда и везде тянутся одни лишь плохие люди? Подобно этому никто не принуждает нас делать сознательный выбор в пользу шайтана и нафса (души); если кто-то скажет, что «во всём виноват Аллах, Который не захотел указать такому-то человеку прямой путь», мы ответим ему, что Аллах дарует верное руководство лишь тем, кто этого достоин (см.
Желания Аллаха всегда справедливы).
Наихудшими из всех возможных мыслей являются мысли неверия, оскорбительные для Всевышнего Аллаха (см.
Дурные мысли об Аллахе):
«Шайтан может явиться к любому из вас и (начнёт) говорить: "Кто создал это? Кто создал это?", пока не скажет: "Кто создал твоего Господа?" - и когда он дойдёт до этого, пусть человек обратится за защитой к Аллаху и прекратит (думать об этом)» (аль-Бухари, Муслим).
Как видим, от таких мыслей в полной мере не ограждён никто (кроме пророков Аллаха) - однако правоверные мусульмане ненавидят их и борются с ними, в отличие от неверных и лицемеров. Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, рассказал:
"Люди из числа сподвижников Пророка (мир ему и благословение Аллаха) пришли к нему и спросили: «Поистине, мы (иногда) находим в своих душах такое, о чём любому из нас страшно говорить вслух». Он сказал: «И вы уже сталкивались с этим (ранее)?» Они ответили: «Да». Он сказал: «Это (неприязнь к таким мыслям) и есть ясная вера»" (Муслим).
Читайте также:
Единобожие и духовная борьба Что будет с теми, кто сомневался? И хвала Аллаху, Господу миров.