Мёртвые души

Jan 05, 2014 19:10

Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

«Биологическая смерть субъекта не означает одномоментную биологическую смерть тканей и органов, составляющих его организм. <...> Так, сердце сохраняет свою жизнеспособность в течение 1,5-2 часов после наступления биологической смерти. Почки, печень и некоторые другие органы сохраняют жизнеспособность до 3-4 часов. Мышечная ткань, кожа и некоторые другие ткани вполне могут быть жизнеспособными в сроки до 5-6 часов после наступления биологической смерти. Костная ткань, являясь самой инертной тканью организма человека, сохраняет свои жизненные силы до нескольких суток» (полностью читайте здесь).

К чему этот экскурс в область танатологии? Да к тому, что человек может быть мёртвым, но при этом сохранять живые и функционирующие (в некоторых рамках) органы, которые вполне подойдут для трансплантации. Биологическая смерть означает необратимое прекращение физиологических процессов в центральной нервной системе - тех процессов, благодаря которым эта груда органов и тканей в прошлом была полноценным человеком.

Однако смысл веры заключается в том же: она делает из формально живого человека полноценного раба Аллаха, посвятившего всю жизнь Его религии (не забывая, конечно, и о мирских делах). Именно поэтому полное отсутствие веры в сердцах людей Аллах сравнил со смертью:

«Воистину, ты не заставишь слышать мертвецов и не заставишь глухих услышать призыв (к Аллаху), когда они обращаются вспять. Ты не выведешь слепых из их заблуждения. Ты не заставишь услышать никого, кроме тех, кто верует в Наши знамения. Такие являются мусульманами» (Коран, 27:80-81).

В этих аятах Он уподобил неверных (которым суждено умереть в неверии) не только слепым и глухим, но и мертвецам (см. также Могут ли мёртвые слышать живых?), как и в другом аяте:

«Отвечают (на призыв) только те, которые прислушиваются. А мёртвых Аллах воскресит, после чего они будут возвращены к Нему» (Коран, 6:36).

Шейх ас-Саади (да помилует его Аллах), комментируя это, сказал:

«Затем Аллах сообщил, что мёртвые будут воскрешены и вернутся к Нему. Согласно одному толкованию, смысл этих слов нужно противопоставить смыслу предыдущего высказывания, то есть ответить на пророческий призыв могут только люди с живыми душами, поскольку те, чьи души уже мертвы, не понимают того, что может осчастливить их и принести им спасение. Они не внемлют пророческому призыву и не повинуются его приказам, когда же наступит День предстояния, Аллах воскресит их и соберёт их к Себе».

А Его Посланник (мир ему и благословение Аллаха) прямо говорил:

«Подобием того, кто поминает своего Господа, и того, кто не поминает Его, являются живой и мёртвый» (аль-Бухари).

Внешне эти люди подают много признаков жизни - как и тот, кто находится между ступенями биологической и окончательной смерти (процессов, которых не обратить вспять никакими технологиями). Вернёмся к Википедии:

«Существует мнение, что даже после биологической смерти мозг сохраняет информацию и память в себе. Однако процесс разложения, запускаемый практически с первой секунды после смерти организма, постепенно разрушает нейронные связи и сам мозг, тем самым уничтожая память и информацию, что делает восстановление личности (во всяком случае, в прежнем её виде) практически невозможной даже в отдалённом будущем. По современным оценкам, при нормальных условиях окружающей среды информационная смерть начинается через несколько часов после биологической смерти, когда начинается активное, пока ещё молекулярное разложение мозга и мозгового вещества».

Если человека заморозить до наступления информационной, или окончательной, смерти, то есть слабая надежда на то, что новые поколения учёных - биологов и медиков смогут вернуть ему жизнь. Однако большинство людей вряд ли согласятся с тем, чтобы их покойных родственников хоронили не в могилах, а в камерах криогенных лабораторий.

Аналогично в Исламе казнят вероотступников, не желающих покаяться и принять вновь религию Аллаха. Эти люди духовно уже мертвы: их мозг ещё сохраняет память об исламском прошлом, но его деятельность настолько угнетена, что продвинуться дальше воспоминаний он не может. После вынесения приговора шариатского суда (то бишь констатации духовной смерти) нет никакого смысла беречь жизнь такого человека - подобно тому, как людей в состоянии биологической смерти признают покойниками и отключают от реанимационной аппаратуры.

Что же до кяфиров, которые никогда не были мусульманами, то их мозг свободен от таких воспоминаний; их лучше сравнить с теми, кто лежит в глубокой коме, находясь перед выбором: или очнуться, или умереть, так и не вкусив настоящей жизни (см. также Сон - брат смерти). Однако в случае их тяжких преступлений на территории исламского государства (в том числе военных) мусульмане тоже имеют право «отключить медицинскую аппаратуру», т.е. лишить этих людей биологической жизни (см. также Почему незаконные убийства аморальны?).

Замечу в конце, что смертная казнь преступников-мусульман резко отличается от предыдущих примеров; их насильственная смерть может стать очищением от грехов, потому-то их и хоронят в рамках шариата. При этом не следует забывать, что тайны душ умерших людей неизвестны никому, кроме Аллаха, свят Он и велик (см. Каяться никогда не поздно!).

И да благословит Аллах Своего пророка Мухаммада, его семью и сподвижников.

Это интересно, Почему Ислам?, Знамения Аллаха, Неисламские науки, Вопросы вероучения

Previous post Next post
Up